В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс обучения. Представлена программа, направленная на формирование и развитие психологической готовности детей к школьному обучению. В программе реализуется комплекс коррекционно-развивающих и формирующих методов и форм работы со старшими дошкольниками.
Ключевые слова: готовность к школе, психологическая готовность, дети старшего дошкольного возраста, мотивационная готовность к школьному обучению.
Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [1; с. 495], его эмоциональное отношение к школе и способы психологической защиты (Гольева Г. Ю, Долгова В. И., Кондратьева О. А. [2, 3]).
Современный мир предъявляет высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляя искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Плохо подготовленный ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.
Наш проект состоит из трех этапов:
Первый этап— подготовительный (сентябрь-октябрь 2018г.)— изучение психолого-педагогической литературы по данной теме, подбор диагностического материала для детей, первичная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе, составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе, оформление информационных уголков, папок-передвижек в подготовительной группе «советы психолога», подготовить и разместить домашнее задание для родителей и детей на сайте детского сада, ознакомление педагогов и родителей с результатами диагностики детей, разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.
Второй этап— основной (ноябрь 2018г.— апрель 2019г.)— организация и проведение цикла групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми (30 занятий — 2 раза в неделю), родительское собрание в подготовительных группах «Психологическая готовность к школе», психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросу подготовки детей к школе, конкурс «Развивающие игрушки своими руками для детей 6–7 лет» (март 2019), семинар-практикум для родителей «я готов к школе» (апрель 2019).
Заключительный (май 2019г.)— повторная диагностика школьной готовности, индивидуальные консультации для родителей с целью ознакомления с результатами диагностики детей, составление домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, метапредметная олимпиада «Юный эрудит», обобщение и распространение опыта проведенной работы на педагогическом совете.
На подготовительном этапе мы выявили исходный уровень сформированности психологической готовности детей подготовительной группы.
Диагностика осуществлялась в групповой и индивидуальной форме. С целью выявления уровня готовности детей к школе применены следующие методики:
– Методика С. А. Банкова «Психосоциальное развитие ребенка»;
– Методика Л. А. Венгера «Степень школьной зрелости»;
– Методика Керна Йерасека;
– Методика «Корректурная проба»;
– Методика «Узорный диктант».
Общее количество охвата детей составило 63 воспитанника подготовительной группы «Непоседы» и «Сказка».
Критерии, оценка результата |
Диагностические методики |
|||||
Методика С. А. Банкова «Психосоциальное развитие ребенка» |
Методика Л. А. Венгера «Степень школьной зрелости» |
Методика Керна Йерасека |
Методика «Корректурная проба» |
Методика «Узорный диктант» |
||
Группа |
Подготовительная группа «Непоседы» |
Подготовительная группа «Сказка» |
||||
Высокий |
20 % |
27 % |
||||
Средний |
70 % |
67 % |
||||
Низкий |
10 % |
6 % |
||||
Результаты диагностики показали, трудности в сформированности графических навыков и психосоциальной зрелости. Дети с низким уровнем зачислены в кружок «Скоро в школу» с целью формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Опираясь на полученные данные, мы разработали психолого-педагогическую программу, предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5–7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).
Цель программы: развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5–7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.
На занятиях дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.
Каждое занятие включает три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть каждого занятия направлена на создание мотивации у детей, эмоционального настроя, на объединение группы. Основные приемы работы — приветствия, игры.
Основная часть направлена на решение задач программы. В нее входят упражнения, игры, работа в тетрадях, направленные на развитие волевых качеств, а также познавательных процессов.
Заключительная часть направлена на закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. В программе использовались игры, упражнения направленные на развитие внимания, мышления, восприятия, слуховой и зрительной памяти. Обучение обобщать и классифицировать по общему признаку. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Планируемые результаты освоения программы
Для детей:
– повысится уровень готовности детей к обучению в школе,
– дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях,
– у детей будут сформированы некоторые коммуникативные умения и навыки, личностные качества,
– проведение развивающих занятий с детьми послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление), физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности), эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации),
– у детей начнет формироваться позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Для родителей:
– информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
– владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
– повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить, заметно улучшились графические навыки. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.
Литература:
- Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак. — 2003. — 672 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н. И. Гуткина. — М.: Академический проспект. — 2000. — 312 с.
- Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40–48.
- Долгова В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191–196.
- Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6–7 лет «Приключения будущих первоклассников» /Н. Ю. Куражева — СПб.: Речь. — 2014. — 208 с.