В 1976 году В. Г. Властовским было предложено определение биологического возраста как достигнутого определенным индивидуумом уровня развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности организма, соответствующего среднему для всей популяции уровню, характерному для данного хронологического возраста.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, биологический возраст, студент, высшая школа.
In 1976, V. G. Vlastovsky proposed the definition of biological age as the level of development of morphological structures and the associated functional phenomena of the body’s vital activity achieved by a certain individual, corresponding to the average level characteristic of a given chronological age for the entire population.
Keywords: physical culture, physical education, physical health, biological age, student, higher school.
Актуальность: Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма.
Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный) возраст не является достаточным критерием состояния организма человека. Среди сверстников по календарному возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Биологический возраст — это возраст ТЕЛА человека, ане количество прожитых лет.
Медицинский осмотр проводится ежегодно, среди студентов первого курса Читинской Государственной Медицинской Академии с целью определения состояния здоровья студента, и в последующем распределение по медицинским группам. Первым критерием распределения студентов являются результаты их медицинского обследования. После прохождения обследования врачи определяют состояние здоровья, физическое развитие студента и распределяют его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
Цель исследования: Определить биологический возраст студентов на разных курсах обучения лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Оценить соответствие биологического и календарного возраста студентов.
Материалы и методы:
С целью вычисления биологического возраста студентов Читинской государственной медицинской академии, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 247 студентов трех факультетов.
Из них 110 человек обучаются на лечебном факультете, что соответствует 44,5 %, 107 студентов (47,4 %) — на педиатрическом, и 20 (8,1 %) — на стоматологическом. В опросе приняли участие студенты с 1 по 6 курс. Из них 105 студентов обучается на 1 курсе, 49 — на 2, 33 — на 3 курсе, 38 — на 4, 2 — на 5, и 20 студентов, обучающихся на 6 курсе. Паспортный возраст студентов, участвовавших в анкетировании, находился в пределах от 17 до 29 лет. В возрасте 17 лет — 31 студент, 18 лет — 71, 19–38, студентов, имеющих паспортный возраст 20–55, в возрасте 21 года — 22 человек, 22–12 человек, 23–11, 24–1, 25–2, 27–2, 29–2. В анкетировании не приняли участие студенты с календарным возрастом 26 и 28 лет. Посещают специальную медицинскую группу 111 студентов, основную — 112, подготовительную — 17, спортивную — 7 студентов. Минимальный биологический возраст студентов, прошедших анкетирование, составил 12 лет, максимальный — 73. Биологический возраст 12 лет определился у 1 студента, возраст 15 лет — у 15 человек, 17 лет — у 14, 18–23, биологический возраст 19 лет — у 13 студентов, 20 лет — у 26, 21 год — у 5 человек, 22 — у 3, 25 — у 4 человек, 29 — у 4 студентов. У 146 человек из 247 биологический возраст составил 30 лет и более. Из них 30 лет — у 4 обучающихся, 31 год — у 5, 6 человек имеют биологический возраст, равный 32 годам, 33-летний биологический возраст имеют 3 студента, 34 биологических года — 5 обучающихся. У 6 человек — 35 лет, 36 лет — у 15 студентов, биологический возраст 37 лет имеют 4 человека, 38 биологических лет у 7 обучающихся, 8 человек 39-летнего биологического возраста, 40 лет — у 9 студентов, 41 биологический год имеют 6 человек, по 5 человек — 42 и 50 лет, 43 года — у 7 студентов, возраст 44 года определился у 3 испытуемых, 45 лет — у 3 человек, 46-летний возраст имеют 11 студентов, у 6 обучающихся — 47 лет, 48 биологических лет определился у 3 человек и 49 лет имеют 6 студентов. По 3 человека распределились на каждый биологический возраст 51 и 54 лет, по 4 обучающихся по 52 и 54 года, у 7 студентов биологический возраст 55, 57, 59, 64, 65, 68 и 73 года соответственно.
Заинтересованы в опросе были студенты лечебного и педиатрического факультетов I и II курсов, посещающие специальную медицинскую и основную группы по физической культуре. Календарный и биологический возраст у студентов от 17 до 21 года соответствует у 69 студентов. У остальной большой части студентов биологический возраст варьирует от 22 до 73 лет.
Чаще всего положительные качества врача закладывается именно в студенческие годы. Студенты формируют свой график, учатся распределять всё своё время, в том числе и свободное, а так же применять полученные навыки в личной жизни и в профессиональной деятельности. Так же формируется клиническое мышление и уже к концу подходит формирование личности. Поэтому с самого начала обучения в медицинском ВУЗе студенту прививают сознание жизненной необходимости применение средств физической культуры в своем режиме дня и в режиме дня будущих пациентов, умение правильно использовать богатый арсенал методов и форм физической культуры и спорта, а также умение проводить научные изыскания по выявлению влияния различных двигательных режимов на организм.
Вывод:
Самооценка как структурный компонент отношения к здоровью, как оценка и осознание личностью своих физических и духовных сил непосредственно взаимосвязана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей. Большую роль в развитии мотивации для снижения биологического возраста будет спортивная деятельность, которая повышает престижность в глазах окружающих — студентов и преподавателей вуза.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что всего у 28 % испытуемых обучающихся биологический возраст соответствует своему календарному. У оставшихся 72 % студентов «внутренний» возраст превышает значение календарного. Поэтому, учитывая результаты нашего анкетирования, для того, чтобы биологический возраст максимально был приближен или совпадал с календарным, советуем всем студентам регулярные занятия физической культурой, снижение калорийности питания, профилактика стрессов, избавление от вредных привычек и различные омолаживающие процедуры (Дэнастерапия, Аурикулярная терапия, Оберонтерапия, Литотерапия, Гомеопатия).
Лавриненко Семен Валерьевич в своей книге «Секретные механизмы управления возрастом» упоминает:
«Снижение биологического возраста — это не только медицинская, но и экономическая, и социальная задача современного общества. И поиски его коррекции — это прикладной аспект науки геронтологии, а не выдумки эзотериков».
Литература:
- Лизандер О. А., Мирошникова А. Н., Филатова Е. В. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска студентов ЧГМА.// Международная конференция «Инновационные технологии в науке и образовании» г. Пенза 5 декабря 2016г., электронное издание. С. 224–227.
- Мирошникова А. Н., Петрова С. Ю., Гаськов А. В., Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы.// ВЕСТНИК БГУ2015. Выпуск 13 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ//Улан-Удэ 2015, С. 73–76.
- Мирошникова А. Н., Лхасаранова Э. З., Сиезбаев А. Б. Оценка и сравнение физической подготовленности студенток Читинской государственной медицинской академии // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2. — С. 104–106.
- Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев]- 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 176с.
- Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев]- 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 176с.