Авторы рассматривают организацию обязательного государственного страхования военнослужащих в Российской Федерации.
Ключевые слова: страхование, расходы, премия, Министерство обороны, страховые случаи
На Департамент экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации возложена организация деятельности в области страхования. Министерство обороны РФ объявило закрытый конкурс на выбор страховщика по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы в период с 2020 по 2021 года.
Как сообщается на сайте государственных закупок, общая премия по договору превышает 9 млрд. 7,6 млн. рублей с разбивкой расходов бюджета на 4,49 млрд. рублей в 2020 году и 4,51 млрд. рублей в 2021 году.
Дата начала подачи заявок на конкурс Минобороны — 26 сентября 2019 года, дата окончания — 28 октября. Дата рассмотрения и оценки заявок — 15 ноября 2019 года.
Согласно условиям конкурсной документации, размер обеспечения заявки установлен на уровне 45 млн рублей, обеспечение исполнения контракта определено на уровне 30 % от премии — 2,7 млрд рублей.
По аналогичному договору страхования военнослужащих на предшествующий двухлетний период 2018–2019 годов премия составила более 11,2 млрд рублей. Победителем этого конкурса, а также конкурса за предшествующий период на обязательное страхование личного состава Минобороны становилась компания «СОГАЗ».
Анализ расходов на обязательного государственного страхования военнослужащих в РФ показывает их ежегодный неуклонный рост. Так расходы на данный вид страхования составили в 2018 г. составили 19 297 953 тыс. рублей, что составляет рост на 9,16 % по сравнению с 2014 г. При этом наблюдается стабильная тенденция снижения соотношения размера страховых выплат к страховым премиям [1]:
− в 2014 г. страховые выплаты составили 17 885 308 тыс. руб., что составляет 102,0 % к размеру уплаченной страховой премии;
− в 2015 г. страховые выплаты составили 17 108 005 тыс. руб., что составляет 102,0 % к размеру уплаченной страховой премии;
− в 2016 г. страховые выплаты составили 15 874 644 тыс. руб., что составляет 102,0 % к размеру уплаченной страховой премии;
− в 2017 г. страховые выплаты составили 16 520 079 тыс. руб., что составляет 102,0 % к размеру уплаченной страховой премии;
− в 2018 г. страховые выплаты составили 12 776 136,7 тыс. руб., что составляет 102,0 % к размеру уплаченной страховой премии, а следовательно и к необоснованному расходу бюджета МО РФ и неуклонному обогащению страховой компании.
На разных этапах в своей работе Министерство обороны Российской Федерации взаимодействовало с различными российскими страховыми компаниями, такими как: «Военно-страховая компания», «Росгосстрах», «МАКС», «Ингосстрах», «СОГАЗ», «Альфа-Страхование», «Ресо-Гарантия» и др. В настоящее время обязательное государственное страхование военнослужащих осуществляет страховая компания «СОГАЗ», которая победила в конкурсе, проводимом Министерством обороны Российской Федерации. Между акционерным обществом «СОГАЗ» и Министерством обороны Российской Федерации заключен государственный контракт № 02/ОК/2017/ДГЗ/З от 12 января 2017 г. на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017 г.
За последние три года на 8,5 % снизилось количество обращений военнослужащих в страховую компанию по вопросу урегулирования страховых событий. При этом наблюдается незначительная тенденция роста количества отказов страховой компании в выплатах, которая составила около 1,8 % от общего числа обращений в 2018 г.
В 2018 г. выплачено страховое возмещение на сумму 12 776 136,74 тыс. руб. При этом по-прежнему свое право на получение денежных средств по урегулированию страховых событий военнослужащие и их близкие вынуждены отстаивать в судах. Так по решению судов было выплачено страховое возмещение в сумме 95 675,77 тыс. руб., что составляет 0,74 % от общего числа выплат по договорам обязательного государственного страховании жизни и здоровья военнослужащих.
В Российской Федерации, соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [2], действует единообразный порядок возмещения вреда (например, установлением выплаты ежемесячных денежных компенсаций и единовременного возмещения). При этом сохранены выплаты сумм возмещения вреда, установленные судебными решениями в больших размерах, чем предусмотрено этим Законом, до момента приобретения указанными лицами права на компенсации, установленные законом в больших размерах, чем по судебным решениям.
Развитие института обязательного государственного страхования военнослужащих в Российской Федерации напрямую связано с историческими событиями в государстве. Первоначально данный вид страхования, как и во многих европейских странах, до сих пор относился к одной большой группе отношений по страхованию государственных служащих/рабочих. Однако в силу трагических исторических событий первой половины XX в. вопрос страхования военнослужащих и компенсации потерь приобрел большую важность. Об этом свидетельствует принятый в начале 30-х гг. XX в. Кодекс о льготах для военнослужащих и членов их семей.
Вместе с тем на первоначальном пути своего развития обязательное государственное страхование военнослужащих имело исключительно финансово-правовую и административно-правовую природу: компенсации вреда выплачивались непосредственно уполномоченным государственным органом из соответствующего бюджета.
Финансово-правовая составляющая отношений по обязательному государственному страхованию военнослужащих усиливается:
− расходы на проведение страхования обеспечивались за счет нескольких уровней бюджетной системы Российской Федерации,
− статьи расходов на проведение страхования нашли отражение в экономической и функциональной бюджетной классификации.
Институт обязательного государственного страхования трансформировался с развитием бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации.
Несмотря на наличие гражданско-правовых основ в отношениях по заключению договоров, по которым застрахованные лица — военнослужащие — имеют статус выгодоприобретателей, наблюдается приоритет финансово-правовых отношений. Функционирование системы обязательного государственного страхования возможно благодаря распределению и перераспределению средств федерального бюджета. Бюджетно-правовые институты (публичные расходы, исполнение бюджета, бюджетный контроль) являются достаточным условием и неотъемлемой частью общественных отношений по обязательному государственному страхованию военнослужащих.
Литература:
- Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела за период 2014–2014 гг. Материалы ЦБ РФ//https://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_insurance/
- Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // СЗ РФ. 2011. № 45. Ст. 6336.