Авторы рассматривают проблемы, существующие в организации обязательного государственного страхования военнослужащих в Российской Федерации.
Ключевые слова: страхование, расходы, премия, Министерство обороны, страховые случаи
В настоящее время наблюдается ряд проблем в области регулирования обязательного государственного страхования военнослужащих.
Страховой рынок России в настоящий момент еще слабо развит. Это обусловлено нехваткой квалифицированных специалистов, небольшими уставными капиталами страховых компаний, слабым страховым маркетингом и тяжбой с выдачей страховых лицензий, разбросом правового регулирования в страховой сфере по различным нормативно-правовым актам [1].
Так Склярова В. В. указывала, что «на данном этапе развития страховой отрасли страхование военнослужащих составляет существенный процент от валового дохода данного продукта в целом. При этом, как показывает практика, данный вид страхования обладает рядом недостатков: страховые выплаты зачастую оказываются слишком малы и недостаточны для поддержания здоровья и лечения застрахованного; некоторые страховые компании отказывают в выплате и находят для этого ряд недопустимых причин, которые приходится опровергать только в суде; страховые организации (страховщики) зачастую оказывают некачественные страховые услуги и т. п». [2]. Время идет, а проблемы не решаются.
Несмотря на наличие специального законодательства, регулирующего отношения в области обязательного государственного страхования военнослужащих, особую важность на текущем этапе развития приобретает финансовый контроль за эффективным использованием средств бюджета. Выработка действенных механизмов противодействия нецелевому использованию средств федерального бюджета позволит обеспечить в полном объеме государственные гарантии по обязательному государственному страхованию военнослужащих. Счетная палата выявила ряд проблем в области обязательного государственного страхования военнослужащих (высший орган внешнего государственного аудита (контроля)), из-за неоднозначного толкования и применения норм законодательства при заключении и исполнении государственных контрактов между Министерством обороны Российской Федерации и страховыми компаниями происходят задержки выплат страховых сумм, что приводит к возникновению задолженностей перед застрахованными лицами.
Нормативными правовыми актами, регулирующими обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц, не определены порядок и конкретные сроки согласования страховых тарифов, также не урегулирован порядок численности лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию [3].
С. С. Харитонов указывал на имеющиеся научные недоработки, которые обеспечивают регресс страховой системы Российской Федерации, описывая практические примеры по выплате единовременных пособий военнослужащим, участвующим в борьбе с терроризмом, наряду со страховыми выплатами по обязательному государственному страхованию их жизни и здоровья [4].
Коллизии правового регулирования зачастую приводят к различным видам страхового возмещения. Так например, существующая «нестыковка» положений ст. 10 Федерального закона о страховании военнослужащих с нормой п. 2 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определяющей условия и обстоятельства, когда законодатель не считает действия (бездействие) военнослужащего исполнением обязанностей военной службы и соответственно лишает его права при причинении вреда жизни или здоровью на получение единовременного пособия, предусмотренного пп. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», порождает в правоприменительной практике определенные казусы, как указывает Холод Г. Г. «когда военнослужащий, получивший повреждение здоровья при самовольном нахождении вне расположения воинской части в виде тяжелого увечья и подлежащий досрочному увольнению с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие этого увечья, будет иметь право на получение установленной страховой выплаты (10 окладов), но не будет иметь право на получение единовременного пособия (60 окладов денежного содержания); и наоборот, в случае самоубийства военнослужащего, находившегося на военной службе менее шести месяцев, члены его семьи имеет право на получение единовременного пособия (120 окладов), а страховая выплата им не полагается» [5].
На эту тенденцию в своей статье указывает Харламова А. А. [6] К. проходил военную службу по контракту, в связи с чем его жизнь и здоровье были застрахованы СК «В«. После одной из игр в футбол он обратился в хирургическое отделение войсковой части с заявлением о получении травмы в виде перелома ребер, предоставив в подтверждение подложный рентгеновский снимок и фиктивную справку из ГБУЗ МО. На основании данной ложной информации К. была выдана справка о травме в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей службы, а впоследствии и заключение Военно-врачебной комиссии о получении тяжкого увечья. Собрав все необходимые документы, К. обратился в СК «В» с заявлением о наступлении страхового случая и получил страховую выплату [7].
В целях устранения коллизии правового регулирования страхования считаем необходимым поддержать идею Тодрика В. В. о разработке и введении в действие Страхового кодекса Российской Федерации. По его мнению, Страховой кодекс Российской Федерации должен содержать «основные положения страхования в России, классификацию и применение различных норм к страхованию, в т. ч. и к обязательному государственному страхованию; улучшенный надзор за страховой деятельностью; контроль над бюджетом страховых компаний и др. Например, во Франции Декретами № 76–666 и N 76–667 совместно с министром экономики и финансов 16 июля 1976 г. введен Страховой кодекс [8], который, по сути, представляет собой кодификацию законов и нормативно-правовых актов в сфере страхования. В настоящее время Страховой кодекс Франции включает в себя пять частей: первая часть — контракт (содержит общие правила, применимые к страхованию, страхованию жизни; договор морского страхования; особенности страхования во внутренних сообщениях по рекам и озерам и др.); вторая — обязательное страхование (содержит положения о страховании автомобилей, трейлеров, прицепов, механических подъемных устройств, строительных работ, медицинское профессиональное страхование гражданской ответственности); третья часть — фирмы (содержит общие положения о государственном контроле страховой деятельности; административные, финансовые схемы; бухгалтерский учет и т. д.); четвертая — организации и специальные страховые схемы (содержит основные страховые организации, специальные страховые институты, гарантированный фонд, информационный центр); пятая часть — основные агенты, брокеры и другие посредники социального страхования (содержит условия для предоставления страховых сделок указанных лиц)» [1].
В настоящее время особую важность на текущем этапе развития приобретает финансовый контроль за эффективным использованием средств бюджета, при этом выработка действенных механизмов противодействия нецелевому использованию средств федерального бюджета позволит обеспечить в полном объеме государственные гарантии по обязательному государственному страхованию военнослужащих.
Неоднократно указывалось, что государство одинаково оценивает вред, полученный военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы. Так, военнослужащему, получившему тяжелую травму при участии в боевых действиях, и военнослужащему, получившему тяжелую травму во время отпуска, государство гарантирует одинаковую социальную защиту [2]. Считаю, что вышеуказанное требует внесение изменений в законодательные акты, путем указания дифференциации страховых выплат при исполнении боевых задач и т. д.
Литература:
- Тодрик В. В. Пути развития обязательного страхования в Российской Федерации// Социальное и пенсионное право, 2015, № 1 // СПС «КонсультантПлюс».
- Склярова В. В. Отечественная система страхования жизни и здоровья военнослужащих: состояние и перспективы.// Вестник военного университета, 2010, № 1 (21), с. 126–130.
- Счетная палата выявила ряд проблем в области обязательного государственного страхования военнослужащих. URL: http://audit.gov.ru/press_ce№ ter/№ ews/10437sphrase_id=7311889 (дата обращения: 22.05.2018).
- Харитонов С. С. Должно ли выплачиваться единовременное пособие военнослужащим, участвующим в борьбе с терроризмом, наряду со страховыми выплатами по обязательному государственному страхованию их жизни и здоровья? // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 5. С. 5–7.
- Холод Г. Г. Обязательное государственное личное страхование жизни и здоровья российских военнослужащих: особенности и пути совершенствования / «Право в Вооруженных Силах», № 9, сентябрь 2009 г.
- Харламова А. А. Некоторые вопросы квалификации мошенничества в сфере страхования // «Уголовное право», 2017, № 6 // СПС «КонсультантПлюс».
- Приговор Реутовского гарнизонного военного суда от 23 марта 2016 г. по делу № 1–18/2016 // ГАС РФ «Правосудие».
- URL: http://www.berlioz.com.