В статье осуществляется сравнительный анализ взглядов Вольтера и Рене Генона в вопросе социального неравенства, формулируется вывод об их взаимосвязи и значении в современное время.
Ключевые слова: социальная философия, вольтерянство, генонизм, социальное неравенство.
Во все этапы развития человечества, социуму было присуще дифференцированное состояние составляющих его индивидов как в интеллектуальном, так и материальном положении, ибо люди имеют различные, заложенные в их генетике, способности, а обеспечение же экономически равного благосостояния каждого члена общества не представляется возможным в современных условиях, хотя теоретически оно осуществимо. Попытки исследования социального неравенства предпринимали не только философы, но и социологи, экономисты и другие специалисты. Однако доселе эта проблема так и остается неразрешенной. Тем не менее, в истории философии сохраняется интерес к воззрениям мыслителей разных эпох по этому вопросу. В частности, мы хотели бы обратиться к позициям французских философов Вольтера и Рене Генона, осуществить их сравнительный анализ.
В социально-философской концепции Вольтера человек мыслится как существо социальное, нуждающееся в обществе, ибо для существования индивида, удовлетворения его потребностей необходимо наличие социума, создающего требуемые для этого условия. Равенство же между людьми возможно лишь в правовом плане, но социальное и материальное неравенство для философа есть вполне естественное состояние, однако интересно то, как он его понимает, что можно увидеть из его прямого заявления о том, что «общество должно делиться на «образованных и богатых», на тех, кто «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять»» [1, с.82]. Таким образом, он напрямую поддерживает социальное расслоение, обслуживание одного класса другим. Именно это есть для него главное составляющее устойчивого и стабильного общественного развития, а если же простые люди «начнут рассуждать, то все погибло» [1, с.69]. Потому образование должно получать лишь определенным категориям людей, например, духовенству, интеллигенции, чья деятельность требует определенного объема знаний, «точно так же, как профессия торговца требует знания своей области коммерции» [2, с.69]. Высшее знание должно быть доступно ограниченному кругу лиц, что подтверждается тем, что Вольтер сам был членом ложи масонов.
Социальная философия Рене Генона базируется на разграничении властей на духовную и светскую, причем последнее есть производное от первого. Духовенство в его понимании есть высшая «каста учителей», чья главная функция есть сохранение сакрального традиционного знания и передача его следующим поколениям, а также поддержание безусловного подчинения и соответствия всех социальных структур традиционной общественной системе [3, с.30]. Неравенство людей идет от природы и потому люди имеют разные способности, и иерархия социума должна строиться именно на этой основе. Социальное равенство есть противоестественная идея, ибо оно невозможно и противоречит природе. И только такой общественный порядок, в котором каждый человек занимает свое место сообразно его способностям есть наиболее традиционный и верный путь. Основываясь на положениях индийской философии, Генон считает структура социума должна быть уподоблена кастовой системе, при этом недопустим переход индивида из одного класса в другой, ибо это вступит в противоречие с традиционным устоем, нарушит нормальное функционирование общества [3, с.17–18]. Стоит отметить, что Генон не допускает и индивидуализм, ставший, вместе с материализмом, одной из причин кризиса современного мира, в котором присутствует морализм, но отсутствует истинная мораль, подорван фундамент традиционной доктрины [4, с.62–63].
При сравнительном анализе вольтеровской и геноновской социально-философских концепций в вопросе социального неравенства мы можем обнаружить определенные точки соприкосновения. Так, они оба считают, что общественная дифференциация заложена в сущности каждого индивида, но при этом Вольтер допускает политико-правовое равенство, говоря только об имущественной диспропорции, Генон же весь социум и всех его членов ставит в подчиненное положение традиционному знанию, которое он считает высшей истиной. При этом же они согласуются во мнении о необходимости деления общества на определенные слои, ибо только так можно обеспечить равновесие и упредить социальные конфликты. Они обоюдно выделяют когорту людей, обладающих тайным знанием, недоступным остальным, но при этом Генон опирается на стратификацию, присутствовавшую долгое время в индийском обществе, Вольтер же исходит из того, что он сам был представителем буржуазии и, несмотря на свои просветительские взгляды, рьяно защищал интересы этого сословия. В целом же следует сказать, что социальное неравенство в том положении, которое оно постулируется в социальной философии обоих мыслителей представляется нам совершенно не приемлемым. Вольтер резко отграничивает демос от просвещения, образования, предполагая, что он илот пред патрициями, Генон же краеугольным камнем социальной системы считает «касту брахманов», контролирующих общественное поведение. Хотя, Е. А. Куликов, анализируя Генона, отмечает, что «вывод мыслителя очень точный и емкий… Когда осознаёшь, что в современном мире нарушены принципы иерархии, то сразу снимаются вопросы о процветающей коррупции, о злоупотреблениях властью в различных формах, о некомпетентности, да и простой невежественности высших чиновников многих стран. Да и какой смысл удивляться этому, если действительно на вершину попали люди, изначально неспособные там адекватно находиться» [5, с.1–54]. Эту позицию автора мы бы хотели прокомментировать следующим образом. Естественное неравенство в умственных и физических способностях детерминировано биологией индивидов, однако каждый член общества имеет право на стремление к улучшению своего социального, общественного и имущественного положения в соответствующих юридических рамках и недопустимо ограничение людей от тех или иных возможностей и путей собственного развития. В современном динамично развивающемся мире человек может самосовершенствоваться, подниматься на новый уровень и ему не может быть вменено в обязанность обслуживать чьи-либо интересы против его воли. Вольтерову и Генонову воззрению на социальное неравенство характерны мефитичность и аберрированное восприятие объективных социальных процессов, детерминированных их частными убеждениями.
Литература:
- Кирвель Ч. С., Бородич А. А., Бусько И. В. и др. Философия. Учебное пособие. — Минск: «Вышэйшая школа», 2015г.
- Voltaire. Lettres philosophiques. Paris, 2011.
- Генон Р. Духовное владычество и мирская власть. — Москва: «Беловодье», 2012г.
- Генон Р. Кризис современного мира. — Москва: «Арктогея», 1991г.
- Куликов Е. А. Традиционалистское учение Рене Генона // Философская мысль. — 2015г. — № 11.