Отбор объема и содержания тематического материала как важный элемент проектирования занятия внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Саламатин, О. Н. Отбор объема и содержания тематического материала как важный элемент проектирования занятия внеурочной деятельности / О. Н. Саламатин, Н. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65236/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблеме отбора и содержания тематического материала с учетом возрастных особенностей при подготовке занятий внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, рефлексия.

Направления внеурочной деятельности, количество часов регламентировано письмом Министерством образования и науки России от 18.08.2017 N 09–1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» [1] и «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года N ИР-352/09) [2]. Формы внеурочной деятельности определяются образовательной организацией с учетом интересов и запросов обучающихся и их родителей.

Внеурочная деятельность в довузовских образовательных организациях МО — это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации обучающихся определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности — создать условия для реализации обучающихся своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Работа Нахимовского военно-морского училища позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как распорядок дня, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность нахимовцев как в урочное, так и во внеурочное время. Общие мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка и участие в общеучилищных мероприятиях позволяет нахимовцам овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие обучающихся в мероприятиях осуществляется в соответствии с их интересами и запросами.

Мы остановимся только на внеурочной деятельности, которую осуществляют педагоги-организаторы и воспитатели.

Для реализации внеурочной деятельности проводятся как еженедельные внеурочные занятия (КДМ, классные часы), так и крупные занятия (экскурсии, общеучилищные мероприятия, практики). Группы для проведения внеурочных мероприятий могут быть разными: отдельно взятый класс, часть класса, весь курс или все обучающиеся училища.

Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.

Для каждого возрастного периода характерны особенностей развития обучающихся, а в соответствии с ними — выбор содержания воспитания, обращенного непосредственно к конкретному возрасту, взводу, нахимовцу в соответствии с их нравственным, познавательным, творческим, личностным потенциалом развития. Содержание должно быть доступным, интересным, значимым для обучающихся, небольшого объема.

В плане внеурочной деятельности существуют сквозные темы, связанные с определенными датами, событиями. С учетом возрастных особенностей нахимовцев из года в год эти темы все более углубляются, обрастают новыми смысловыми связями.

Для обучающихся разных курсов содержание тематического материала и формы работы должны быть разными с учетом возрастных и психологических особенностей.

5–6 класс — это начало подросткового возраста. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и гибкостью поведения, открытостью для сотрудничества.

В этом возрасте необходимо привлекать их к новым видам деятельности, помогать им развиваться и одновременно учить доводить дело до конца; усиливать чувство принадлежности к группе, команде; обеспечить полную занятость на занятии; знакомить с различными видами деятельности.

Поэтому для данного возраста на занятиях внеурочной деятельности должны преобладать следующие формы: викторины, дискуссии, рассказы с героическим сюжетом, заочные путешествия, ролевые и интеллектуальные игры, спортивные праздники и соревнования. Все, что позволяет проявить творческие навыки и выделится. Отбираемый материал должен быть небольшого объема, с яркими конкретными фактами, жизненными ситуациями.

Для подростков 7 класса характерны существенные изменения в эмоциональной сфере. Эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Проявляется вспыльчивостью и неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Основная особенность мыслительной деятельности — изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности.

Поэтому внеурочная деятельность не должна быть однообразной. Все важное, что мы хотим донести до подростка должно быть эмоционально окрашенным и жизненно значимым для него. Этому способствует анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту обучающегося.

На занятиях лучше всего использовать несколько видов деятельности: слушание, самостоятельный поиск, использование презентаций, которые готовят сами обучающиеся. В этом возрасте они способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат); использовать современные источники информации. Предпочитают работать в группах или в той форме, где требуется общение, сами образуют группы и самостоятельно оценивают каждого участника. Если же возникает ситуация, когда кого-то не желают принимать в группу, можно прибегнуть к жеребьевке.

Для этого возраста подходят следующие формы внеурочной деятельности: мозговой штурм, деловые игры, создание проблемных ситуаций с обязательным обсуждением «Как?» и «Почему?». Т. к. абстрактное мышление недостаточно развито в этом возрасте (как и у 5–6 классов) следует приводить конкретные примеры, обсуждать конкретные ситуации.

Для восьмиклассника характерно обострение интереса к своим физическим и психическим особенностям, появление озабоченности по поводу своего физического, интеллектуального, характерологического несовершенства, стремление к саморазвитию, выработки собственного мировоззрения.

Одно из самых ярких свойств этого возраста — появление серьезной потребности в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, «критиканстве», игнорировании авторитетов. Центр жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Туда, где решаются самые сложные личностные проблемы, выясняются отношения, устанавливаются нормы и ценности группового и межличностного общения. Для это возраста также характерна склонность к активному времяпрепровождению, что ярко обнаруживается в спортивных соревнованиях. А рост познавательных потребностей проявляется в интересе к интеллектуальным играм. Многие любят задачи на сообразительность, начинают осваивать шахматы. Внимание становится избирательным и уже может быть произвольным.

Формы внеурочной деятельности могут быть следующими: игры на выявление лидера, тренинги на решение конфликтных ситуаций, круглые столы, творческие конкурсы (вечер поэзии), сюжетно-ролевые игры гражданского и патриотического содержания. Т.к внимание становится произвольным, объем материала может увеличиваться, содержать абстрактные размышления о сознании, смысле жизни, включать в себя рефлексию.

В 9 классе происходит формированием активной жизненной позиции, самоопределение, осознание собственной значимости. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ. Они остро озабочены своим будущим и болезненно переживают реальные или воображаемые посягательства на их самостоятельность, личностное самоопределение, социальное утверждение. Поэтому часто производят впечатление агрессивных, неадекватных, грубых, недоступных, неадаптированных. Мы должны создать условия для формирования достаточно высокой самооценки личности, в этом случае юноши более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают» окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживают неуспехи. В этом возрасте сильнее развит мотив достижения, соревновательности. Важнейшим становится вопрос самоопределения. Первые серьезные экзамены могут вызвать возрастание напряженности и тревожности, которые препятствуют успешному обучению.

Для девятиклассников характерна противоречивая ситуация. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Вместе с тем нередко увеличивается потребность в укреплении и развитии традиций класса: многие подростки знают, что это их последний год в училище, поэтому хочется сделать этот год ярким и запоминающимся!

Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность, совместные поездки, походы, всевозможные формы «деятельности-общения» — дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие «Я» и взаимоотношения с другими, групповые и индивидуальные социальные проекты, и акции, занятия, связанные с профориентацией.

Для всех возрастных групп эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность.

Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в любом направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой). В проектной деятельности формируются:

– навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критическое мышление;

– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

– умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.

В 5–6 классе проекты могут быть исследовательскими или творческими. В 7–9 — информационными или практико-ориентированными. Продолжительность проектов также зависит от возраста: чем старше обучающийся, тем долгосрочнее может быть проект.

По мере взросления обучающихся доля участия в проектной деятельности педагогических работников уменьшается и становится координирующей. Активность и самостоятельность нахимовцев в подготовке и проведении внеурочных мероприятий должна возрастать.

Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности образовательные организации нужно использовать также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений) нахимовца.

Таким образом отбор содержания и форм проведения внеурочных мероприятий должен осуществляться с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Литература:

  1. «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» (Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 N 09–1672)
  2. «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года N ИР-352/09)
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, возраст, проектная деятельность, исследовательская деятельность, абстрактное мышление, вид деятельности, группа, небольшой объем, различный вид деятельности, тематический материал.


Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности

В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности

В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.

Задать вопрос