Национальная «мягкая сила» состоит в культурной силе, которая включает в себя множество аспектов культурной жизни страны и дополняет экономическую силу государства. Культурное влияние и образ, создаваемый для внешнего мира, составляют концепцию общей национальной мощи страны. Культурная «мягкая сила», духовная сила, интеллектуальная поддержка и идеологическая гарантия современного социального развития все больше становятся важными источниками национального единства и творчества, и важным фактором в конкуренции за всестороннюю национальную силу. Поэтому развитие нации должно поддерживаться развитием культуры. В данной работе рассматривается развитие «мягкой силы» Росси, целью исследования является культура как основа «мягкой силы» России сегодня.
Ключевые слова: культура, мягкая сила, основа культуры, народный дух.
В настоящее время идет жесткая конкуренция между странами, она включает в себя не только соревнование государств при помощи жесткой силы, но и при помощи «мягкой силы». Термин «мягкая сила» (анг. soft power) был впервые упомянут в книге «Bound to Lead» от Joseph S. Nye, профессора Школы государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете, который поделил общую национальную силу страны на «жесткую силу» и «мягкую силу». Под «жесткой силой» понимается экономическая, военная и технологическая сила страны. «Мягкая сила» относится к культурному влиянию страны, включая привлечение идеологии и политических ценностей, привлекательность национального духа и социальной культуры, способность к политической мобилизации и способность управлять международными организациями и т. д.
Все двадцать лет, после того, как западные страны выдвинули концепцию «мягкой силы», российское академическое сообщество не использовало активно эту концепцию, и только после того, как Владимир Путин упомянул в своей речи 2012 года данный термин, российские ученые начали исследовать концепцию «мягкой силы». До 2013 года термин «мягкая сила» не употребляется в российских официальных документах. Российская «Концепция внешней политики» рассматривает термин «мягкая сила» как «набор средств для решения проблем внешней политики силами гражданского общества, а также информацией, коммуникацией, культурой и другими методами и технологиями, которые могут заменить традиционные дипломатические средства» [1, с. 134].
Но до сих пор не уделяется достаточного внимания развитию российской «мягкой силы», поэтому рассмотрение данная тема является актуальной.
Многие россияне считают, что культурный кризис в постсоветский период был вызван не только наплывом внешних культурных ценностей, распространяемых в средствах массовой информации, таких как телевидение, газеты, журналы и Интернет, но и общим смешением внутренней моральной системы, языка, культуры и социальных ценностей страны. Самой серьезной из них является размывание основных ценностей, что, в свою очередь, угрожает национальной безопасности и территориальной целостности. Демонизация Советского Союза, в которой доминирует западное общественное мнение, неизбежно приведет к краху исторических, культурных основ России, потерю патриотических чувств. Если это не прекратится, последствия будут катастрофическими. Поэтому правительство Путина стремится защищать исторические и культурные традиции России и продвигает концепцию сильного государства и дух патриотизма, что приводит к превращению культуры в основу «мягкой силы» государства.
В начале 2016 года начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов на заседании Российской академии военных наук ясно дал понять, что «мягкая сила» стала важным средством борьбы российской армии с врагами. Россия применяет тактику «смешанной войны», сочетание «мягкой силы» и военных средств в Сирии [2, с.9].
Известный российский политолог Федор Лукьянов считает, что Россия не может отказаться от военного мышления. Построение концепции российской «мягкой силы» может оставаться только на базовом уровне, России необходимо предложить убедительную модель развития, «мягкая сила» должна основываться на определенной экономической основе, и опора исключительно на культурный результат не может сформировать хороший национальный имидж [3, с.27].
Неважно, какие существуют различия, в основе «мягкой силы» лежит привлекательность одной страны для других. В эпоху глобализации «мягкая сила» имеет превалирующее значения для процветания страны. Сила страны — это не только сила ее военной мощи, но также ее политическая система, социальный дух, основные ценности и ее новый международный авторитет. Развитие страны все больше и больше зависит от создания ее «мягкой силы», а культура безусловно является основой «мягкой силы» в том числе и на уровне стратегии государства. [4, с.36].
Наиболее убедительным примером является то, что распад Советского Союза был описан многими западными учеными как результат победы западной культурной «мягкой силы».
Для Соединенных Штатов распад Советского Союза доказал эффективность американской культурной стратегии во время холодной войны. Также США использовали культурную экспансию для дальнейшего снижения влияния России и усиления культурного проникновения в Россию. (например, транслирование западной культуры, ценностей, образа жизни, оценки отдельных событий и т. д.). Так, стратегия разжигания «цветных революций» напрямую привела к конфликту между Украиной и Россией. [5, с.37–39].
Основным внешним проявлением «мягкой силы» является моральное состояние нации, воля и сплоченность, суть которых заключается в признании национальных духовных ценностей. Без этой основной идеи нация может потерять единство, люди утратят жизненные ориентиры, может наступить социальный хаос, в следствии чего людей станут сомневаться в своей стране. Исторический опыт подсказывает нам, что, если какая-то страна хочет консолидировать волю и силу всей нации, она должна иметь четкую систему ценностей, совместимую с экономической основой и политической системой. Национальная идентичность, государственная идентичность, патриотизм — все это воплощает функции национальной культуры, являющейся основой «мягкой силы».
В эпоху глобализации и информации, считается важным стратегическим вопросом развитие российских культурных ресурсов, усиление «мягкой силы» русской культуры, и правильная реакция на недоразумения и предрассудки со стороны международного сообщества.
В настоящее время российская молодежь ориентируется на западные ценности. Конечно, люди могут перенимать положительные черты других культур, особенно, когда они находятся под большим влиянием этих культур, однако перед тем, как стремиться к зарубежной культуре, стоит подумать, как можно сохранить национальную культуру и стимулировать развитие «мягкой силы» России? И как можно сохранить свои народные характеристики?
Таким образом, можно сделать вывод, что существует проблема недостаточного интереса к национальной культуре у современной молодежи.
Русская культура уникальна в мировом масштабе, отличается от восточной и западной культуры, поэтому стоит:
- Поддерживать уникальность русской культуры;
- Развивать правосознание, гражданское сознание и патриотизм молодежи;
- Сохранить наследование культурного богатства Российской Федерации и прекрасных традиций всех этносов;
- Полностью использовать культурное наследие как ресурс для духовного и экономического развития, поддерживать высокий авторитет русской культуры за рубежом и углублять международное культурное сотрудничество.
- Использовать богатый национальный культурный потенциал России для многостороннего международного сотрудничества.
Для того, чтобы дать народам твердую веру и национальную гордость стоит приложить усилия по распространению современных российских ценностей и стремиться продемонстрировать уникальное очарование русской культуры.
Это может быть достигнуто путем разработки культурных продуктов, так как ценность культуры демонстрируется через видимые ее проявления. Например, научные публикации, газеты, фильмы, телевизионные передачи и т. д., и даже язык, посредством которого может быть выражена красоты и очарование культуры, является культурной и духовной ценностью.
Можно сделать вывод о том, что культура как основа «мягкой силы», представляет собой душу страны и нации. Территория государства может измениться, численность ее населения может увеличиться или уменьшиться, ее национальный состав может даже измениться, но благодаря сохранению культурных традиций не будет нарушено ее поступательное развитие. Культура играет роль в построении национальной психологии, формировании национального характера, формировании традиции и национального духа. Культура и ее самобытность — это узы, которые поддерживают национальное единство и стабильность общества. Общая культура, идеалы и ценностные устремления объединяют различные группы населения и преодолевают этнические, религиозные и региональные различия, образуя сплоченное сообщество.
В заключение необходимо сказать, что национальное могущество достигается зачёт материальных возможностей и духовной силы страны. Сущность культуры отражается в духовных ценностях, носителями которых является общество. Таким образом, культура является основой «мягкой силы». Развитие страны — это не только развитие экономики, социальной системы, но и развитие культуры. В процессе исторического развития страны растет богатство ее культуры, а вместе с этим и сила национального единства. Как основная часть «мягкой силы», через культуру транслируются современные русские ценности, демонстрируется уникальное очарование русской культуры, а вместе с тем улучшаются позиции страны на международной арене.
Литература:
- 吴恩远,郭文. 论普京的文化强国战略 // 中国社会科学院研究生院学报. 2017. № 01. С. 132–137
- 许华. 俄罗斯的软实力与国家复兴 // 俄罗斯东欧中亚研究. 2015. № 1. С. 1–12
- 蒲公英. 俄罗斯软实力政策研究 // 北京外国语大学. 2016. 133 с.
- 邹玲玲. 苏联剧变的文化软实力探源 // 上海师范大学. 2015. 54 с.
- 赵中野. 俄罗斯对乌克兰的软实力政策过程分析(2004–2014)// 华东师范大学. 2019. 105 с.