В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ. Анализируются теоретические подходы и нормативно-правовая база, закрепляющая статус, функции и полномочия Банка России.
Ключевые слова: Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти, организационно-правовая форма.
Проблема правового статуса Центрального банка РФ до сих пор остается неразрешенной законодателем. Существуют и разные теоретические подходы к определению его правовой природы, но необходимо заметить, что у научного сообщества также отсутствует приверженность к определенной позиции.
Однозначно можно сказать, что Центральный банк РФ имеет двойственную правовую природу, так как обладает публично-правовыми полномочиями, но и имеет все необходимые возможности для успешного участия в гражданском обороте наряду с другими субъектами.
Предметным законом, регламентирующим деятельность Банка России, является Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]. Данный закон определяет его статус, цели, функции и полномочия.
В статье 1 указанного закона закрепляется, что Банк России является юридическим лицом. Такая формулировка дает основания предполагать, что ЦБ РФ является больше институтом частного права, нежели публичного.
Продолжая анализировать данную статью, стоит отметить ещё одну интересную формулировку, которая гласит, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Получается, что при конструкции «от других федеральных органов», законодатель ставит Банк России в один ряд с государственными органами и признает ведущее государственное начало в нем [2].
Таким образом, анализ юридической техники данной статьи лишь заводит в дальнейший тупик, так как взгляд на правовую природу ЦБ РФ меняется от абзаца к абзацу.
Однако остановимся на формулировке того, что Банк России является юридическим лицом и проанализируем разные точки зрения авторов.
В соответствии со статьей 48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [3].
Но в пункте 4 статьи 48 ГК РФ делается акцент, что «правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации».
Конституция РФ в статье 75 подчеркивает особый конституционно-правовой статус ЦБ, отмечая его монополию на денежную эмиссию в РФ.
На официальном сайте ЦБ РФ представлена формулировка, что важным принципом деятельности Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения [4].
Далее отмечается, что ЦБ РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, которые предусмотрены в предметном ФЗ.
Бадтиев А. Ф. в своей работе пришел к следующим выводам. Центральный банк РФ, исходя из его полномочий, наделен властным началом, а органы государственной власти существуют в качестве учреждений, то Банк России должен существовать в организационно-правовой форме государственного учреждения [5].
С такой позицией сложно согласиться, так как в законе о ЦБ РФ нет ни слова о передаче имущества на праве оперативного управления, а также объем, предусмотренных в законе правомочий, значительно шире. Учреждение финансируется собственником, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Макарова Я. М. отмечает особый статус ЦБ РФ, предлагая определить его как юридическое лицо публичного права, так как создан ЦБ путем принятия публичного акта, имеет публичные цели деятельности, а также властные полномочия. Отмечается, что ЦБ РФ не имеет членства и уставных документов [6].
Контраргументом такой позиции будет статья 2 ФЗ «О ЦБ РФ», закрепляющая, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, поэтому собственник имущества не банк, а государство.
Гейвандов Я. А. предполагает, что ЦБ РФ следует рассматривать как уникальное образование, которое имеет двойственную природу. С одной стороны является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой стороны — это государственное унитарное предприятие [7].
Первая часть правовой природы не вызывает вопросов, но определение ЦБ РФ в качестве предприятия требует обращения к ФЗ «О ЦБ РФ». За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, но в законе нет на это прямого указания, а сам объем правомочий значительно больше. Статья 3 ФЗ «О ЦБ РФ» предусматривает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, отмечая некоммерческий характер деятельности.
Предприятие имеет устав, но ЦБ РФ образован в соответствии с ФЗ. Предприятие также имеет возможность участия в капиталах иных организаций, а ЦБ может участвовать только в капитале Сберегательного банка Российской Федерации.
Таким образом, нельзя точно отнести ЦБ РФ к органу государственной власти или к юридическому лицу. Сама сущность правовой природы определяет его особый статус и направление деятельности. Такая двойственность является даже выгодной самому Банку России, так как позволяет обладать более высоким статусом, нежели обычный участник гражданского оборота, иметь повышенную защищенность с позиции государства, а также наделяет его властными полномочиями. Но, наряду с таким положением дел, ЦБ РФ остается юридическим лицом, что оставляет за ним возможность получения прибыли. Отсутствие четко закрепленной организационно-правовой формы делает имущество Банка России не досягаемым для возможного обращения на него взыскания. Следовательно, такое пограничное состояние отвечает интересам государства.
Литература:
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (дата обращения: 11.12.2019).
- Нарышкин Д. Г. Правовой статус Центрального банка РФ // Молодой ученый. — 2019. — № 20. — С. 346–348. — URL https://moluch.ru/archive/258/59136/ (дата обращения: 11.12.2019).
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019), (дата обращения: 11.12.2019).
- URL https://cbr.ru/today/bankstatus/ (дата обращения: 11.12.2019).
- Бадтиев А. Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения // Финансовое право. — М.: Юрист, 2004, № 5. — С. 61–65.
- Макарова Янина Михайловна. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03: Москва, 2001.
- Центральный банк Российской Федерации. Юридический статус, организация, функции, полномочия / Гейвандов Я. А. — М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. — 208 c.