Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дополнительное образование, ученическое самоуправление.
В современном обществе стремительно возрастает необходимость в воспитании творческой, креативной, неординарно мыслящей личности. Главной ценностью становится личность человека, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретения опыта эмоционально-ценностных отношений. То есть целью образования становится развитие индивидуально-личностных качеств подростков, его творческих способностей и формирование культуры личности.
Независимый выбор подростка объединения по интересам, неформальное общение, отсутствие жестких рамок и правил делают дополнительное образование привлекательным для ребенка и подростка. Это именно та область, где ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе, но обязательно будут отмечены в системе дополнительного образования. Дополнительное образование, прежде всего, направлено на становление творческой активности ребенка.
В процессе дополнительного образования не ограничена возможность создания успешной ситуации для каждого ребенка, что хорошо сказывается на воспитание, развитие и укрепление его личностно-индивидуального достоинства. Все это возможно благодаря правильно построенного психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.
Целью психолого-педагогического сопровождения заключается в сохранении психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса; создании социально-психологической ситуации для самораскрытия и самореализации личности в условиях дополнительного образования; формировании психологической культуры обучающихся, родителей, и педагога.
Исходя из цели, были определены основные задачи психологического сопровождения:
– формирование способностей к взаимопониманию;
– развитие навыков конструктивного общения;
– формирование чувства ответственности и самостоятельности;
– стимулирование познавательной активности;
– тренировка навыков саморегуляции;
– развитие творческого мышления;
– формирование чувства уверенности в себе;
– формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях.
Сопровождение основывается на следующих принципах:
- Принцип личностного подхода — формирование личности рассматривается в единстве с физическим и психическим развитием.
- Принцип непрерывности – воспитание является многосторонним и разнофакторным процессом, который не ограничивается ни временными, ни возрастными рамками.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой обстановки, которая раскрепощает детей, где они могут почувствовать себя «как дома”. Психологический комфорт необходим не только для развития ребенка, но и усвоения им новых знаний.
- Принцип вариативности предполагает развитие у воспитанников вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариаций решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачные ситуации не как трагедию, а как толчок для ее исправления.
- Принцип творчества (креативности) — максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить неординарное решение актуальных вопросов стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому, развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения:
Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, учителей.
При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений:
– социально-коммуникативное;
– познавательное;
– речевое;
– физическое.
Занятия в молодежном объединении «Комсомольцы» Центра детского творчества м. р. Кинельский нацелены на развитие активистов ученического самоуправления как одной из составляющей частей государственно-общественного управления образованием. В результате данной программы у подростков устанавливаются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, у ребят появляется мотивация к участию в жизни образовательного учреждения, вырабатывается позитивное отношение к основным ценностям ученического самоуправления.
Программа ученического актива призвана способствовать развитию лидерских качеств, навыков сознательного принятия решений, основных координирующих функций, технологиям высокоэффективной работы в группе, которые будут полезны школьникам при работе в ученическом самоуправлении образовательной организации. Особое внимание уделяется обучению технологиям социального проектирования, как реализации системно-деятельностного подхода, предполагаемого в качестве основы системы организации образования согласно ФГОС.
Программа направлена на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Программа соответствует современным образовательным стандартам и принципам обучения — индивидуальности, преемственности, доступности и результативности.
Особое место отводится разнообразным играм направленные на эмоциональный фон, сплочение команды, ролевые игры с готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенное психическое развитие ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.
Чтобы получить желаемый результат от подростков, мы обыгрываем ситуации, разыгрываем роли, рассматриваем проигранные ситуации и анализируем их.
Ребята, посещающие третий год обучения молодежного объединения, самостоятельно разрабатывают и готовят мероприятия для учеников школы. Например: акция «Молодежь выбирает здоровье!», «Добровольчество — это МЫ!» проводят «Школу актива» и др.
Высокая мотивация на занятиях, доброжелательное отношение, игры, возможность создавать, творить, выдумывать, не ставя подростков в рамки и правила, повышают психологический климат на занятиях, а как следствие, ребята будут всегда с настроением посещать объединения.
Литература:
- Анжелес Б, Как изменить свою жизнь.Формула счастья.
- Вачков В. И.Психологический тренинг.М. «Эксмо». 2010г
- Смородинова С. В., Иванова К. А. Программа обучения и воспитания ученического актива «Прогресс УС» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://mosmetod.ru/
- Шавшаева Л. Ю. Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании. 2014 г.