В статье проведен анализ государственной гражданской службы Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. В ходе проведенного исследования были предложены рекомендации по повышению эффективности данного института путем заимствования зарубежного опыта устройства государственной службы США.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, реформирование государственной службы, зарубежный опыт.
В настоящее время в Российской Федерации формирование эффективной государственной службы относится к приоритетным направлениям преобразований в административно-правовой сфере, именно, поэтому изучение зарубежного опыта по устройству государственной гражданской службы является достаточно актуальным.
Основным законодательным актом, регулирующим данную область, является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В нем содержатся правовые, организационные, финансово-экономические основы российской государственной гражданской службы. Так, согласно указанному Закону государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы, которая представляет из себя профессиональную служебную деятельность российских граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ или субъектов РФ [5]. Потому как Россия является федеративным государством, государственная гражданская служба подразделяется на два основных вида: федеральная государственная гражданская служба и субъектов РФ.
В научной теории имеется две точки зрения относительно вопроса, какой же модели организации государственной гражданской службы нужно следовать России. Так, точка зрения одних ученых заключается в следовании «закрытой» модели государственной службы, применяемой странами Западной Европы, где государственный гражданский служащий наделен высоким правовым и социальным статусом. Ярким примером реализации указанного ранее устройства службы являются такие унитарные государства, как Франция и ФРГ. Другие считают, что необходимо следовать «открытой» англосаксонской модели государственной гражданской службы. Отличительными признаками такой модели являются: открытый конкурсный набор номинантов на государственную гражданскую службу, зависимость оплаты труда и продвижения по службе от результатов совершенной работы служащего, довольно упрощенная процедура увольнения. В пределах последней модели проведем описание и сравнительную характеристику государственной гражданской службы в США [1].
Ныне законодательная база государственной службы в США состоит из существенного числа актов, принятых Конгрессом в качестве Закона 6 сентября 1966 г. и включенных в разд. V «Правительственные организации и служащие» Свода законов США, а также Закон о реформе гражданской службы 1978 г. В свою очередь, Конституция не включает себя сведений о системе государственной службы на местах, поэтому организация служебной деятельности в управленческом аппарате штатов и местных органов власти является их собственной прерогативой.
Поскольку в государственной службе в США главенствует административно-территориальный принцип, то, юридически оценивая, единой государственной службы в полном ее понимании в этом государстве нет. Федеральная государственная служба состоит из множества административно-управленческих структур, правовая база которых различна. Существуют также особые («исключенные») федеральные службы — заграничная служба, ЦРУ, ФБР и др.
Так, федеральная государственная служба неоднородна, потому что в основе лежит деление служащих на две категории — конкурсную и патронажную [3]. Первая категория включает в себя государственных служащих, поступающих на службу и продвигающихся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг». Ко второй категории относятся те государственные служащие, которых назначают на должности единолично президент, советники президента либо по совету Сената. Кроме того, к числу патронажных относятся доверенные лица, обеспечивающие организацию работы глав федеральных исполнительных органов (советники, секретари министров и др.). Служебная деятельность подчиняется специальным положениям федеральной службы, где указаны правила приема, порядок определения зарплаты, нормы социального обеспечения и прочие вопросы. На данный момент численность служащих второй категории составляет около 3 тыс.
Всего существует 18 уровней должностей — первые 8 являются техническими исполнителями; с 9 по 15 — средний руководящий состав и вспомогательно-технический персонал высшей квалификации; с 16 по 18 — высший руководящий состав.
Отбор на должности карьерной службы проводится в двух формах — «открытой» (для должностей конкурсной службы) и «закрытой» (для государственного департамента, служб здравоохранения и лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность занимает любое лицо, которое успешно прошло экзаменационный этап. При закрытом же наборе занятие постов проходит по очередности карьерной службы. Всего через конкурсную систему на государственную службу попадают более 60 % служащих. «Закрытая» форма требует от служащего приступать к службе с низшей должности, поэтому доступ недоверенным лицам «со стороны» на средние и высшие посты фактически закрыт [2].
В США на государственной службе всегда главенствует принцип равенства возможностей при трудоустройстве, говоря о льготах — они устанавливаются только определенным категориям (для ветеранов войны, бывших военнослужащих, представителей национальных меньшинств). При приеме на гражданскую службу вопрос гражданства весьма важен. Согласно законодательству, лиц, не имеющих гражданство США, принимают на службу лишь тогда, когда на определенную должность не притязают граждане штатов [4, с. 23].
Более того, стоит отметить специальную систему, которая готовит кадры для работы в госорганах. Перед данными специализированными учебными заведениями стоят следующие задачи по обеспечению административной преемственности и ликвидации коррупционного вмешательства в регулирование основных социально-экономических процессов.
Проведенный сравнительный анализ организации и управления государственной гражданской службой в России и США позволил выявить положительный зарубежный опыт, который можно будет применить в модернизированном виде в нашей российской системе.
Кадровая политика внутри структуры государственной службы США представляет собой практику смешанного комплектования государственного аппарата с применением как конкурсного метода, так и системы заслуг. Стоит отметить, что наиболее оптимальный подход к комплектованию выделить невозможно, однако ныне преобладает отчетливая тенденция к переходу системы заслуг, поскольку она в наибольшей степени придает прозрачность и эффективность процессу управления.
В заключение хотелось бы отметить, что, опираясь на опыт проведенной оценки гражданских служащих и системы государственной гражданской службы в США, можно предложить следующее для модернизации в российской среде:
− результаты оценки службы «по заслугам» должны являться мотивационным стимулом к труду;
− необходимо оценивать труд служащих на основе современных выработанных методов;
− стоит разрабатывать и применять в работе административные регламенты, содержащие в себе конкретные критерии оценки эффективности государственных гражданских служащих.
Литература:
- Апон М. Е. Государственная служба в зарубежных странах: учебное пособие / М. Е. Апон. Санкт-Петербург: НОИР, 2016. 73 с.
- Государственная служба в США [Электронный ресурс] //
- Структура государственной службы. — Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/gossls/ (дата обращения: 29.11.2019).
- Грекова Ж. В. Реформирование государственной службы как политико-административный процесс: опыт Великобритании и США в контексте российских реалий: Дис.... канд. полит. наук. М., 2001.
- Особенности государственно-правового устройства стран Западной Европы и Америки на примере Великобритании, Франции и США. // Вестник НДИ. — № 3. — 2013.- С. 22–28
- Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.