О роли классного руководителя в период адаптации кадет к обучению в кадетском училище | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Родякина, Н. А. О роли классного руководителя в период адаптации кадет к обучению в кадетском училище / Н. А. Родякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65268/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: классный руководитель, обучающийся, образовательный процесс, педагогическая работа, распорядок дня, родитель.

В условиях реализации ФГОС особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Потому что изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности. В этих условиях классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. [1, с. 12] Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи классного руководителя пятых классов в Оренбургском ПКУ усложняются по сравнению с общеобразовательными школами в силу действия некоторых специфических факторов обучения в кадетском училище. К таковым мы относим следующие:

– гендерный фактор — в училище обучаются только мальчики;

– пространственно-временной фактор — училище организовано по подобию интерната с полным круглосуточным пребыванием обучающихся;

– фактор самостоятельности — обучающиеся не находятся более под прямым влиянием семьи и переходят в режим полного самостоятельного обслуживания, в том числе при приготовлении домашних заданий;

– фактор режима и распорядка дня — обучающиеся привыкают к новому строгому режиму и распорядку дня.

Классный руководитель в условиях обучения в училище должен учитывать вышеперечисленные факторы, влияющие на адаптацию кадет к обучению в училище. Определим функции классного руководителя:

  1. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. [3]
  2. Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
  3. Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
  4. Организационно-координирующие: обеспечение связи ОУ с семьей, взаимодействие с педагогическими работниками, с преподавателями-предметниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ, ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). [4]

Последняя функция интересует нас сегодня больше остальных, это связь с внутренним кругом, так как для успешного решения вопросов адаптации к обучению, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В первую очередь это преподаватели-предметники и преподаватели дополнительного образования. В ФГОС второго поколения говорится, что во взаимодействии с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения кадет, привлекая и классный коллектив, и преподавателей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. [5] Классный руководитель систематически информирует преподавателей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он организует совместное обсуждение путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, со специальными способами педагогического влияния на таких обучающихся. С этой целью в училище проводятся педагогические консилиумы, на которых дается целостная характеристика ребенка. Все, кто работают с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Классный руководитель регулирует отношения преподавателей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, привлекает преподавателей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями. В начале учебного года все преподаватели-предметники, работающие в классе, озвучивают требования по изучаемым предметам и дают знакомят родителей с приемами приготовления домашнего задания. Кадеты и их родители получают сборник памяток.

Основной формой работы классного руководителя с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы. Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление преподавателей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. [2, с. 58] В то же время он заинтересованно принимает предложения преподавателей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

В условиях пребывания кадет в режиме круглосуточного проживания особую важность приобретает вопрос приготовления домашних заданий, их качественной самостоятельной подготовки. Для приготовления к урокам младшим кадетам отводится два часа в распорядке дня. Это время после ужина с 18.40 до 20.40 каждый вечер. С этой целью в жилом корпусе оборудована комната самоподготовки, где размещены 20 индивидуальных парт, стулья, меловая доска, место для воспитателя. При необходимости кадеты могут использовать компьютер. В первый месяц обучения в училище классный руководитель организует дежурства преподавателей-предметников во время проведения самоподготовки кадет. Он составляет график посещения преподавателями кадет с 18.40 до 20.40 один раз в неделю. Во время посещений преподаватели проводят индивидуальные консультации с кадетами, напоминают правила подготовки домашних заданий, оказывают необходимую помощь. Во второй месяц обучения посещения преподавателей сводятся к минимуму, организуется связь по скайпу в случае затруднений. Кроме того, в классе назначаются кадеты, ответственные за разъяснение домашнего задания по каждому предмету. Задача ответственных кадет — знать и уметь четко объяснить кадетам взвода домашнее задание на текущий день и правила его выполнения, дать четкие инструкции другим кадетам (в случае возникновения такой необходимости). Эту работу организует классный руководитель.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует интегрированный воспитательный процесс и обеспечивает интегрированное решение проблем как учителя, так и родителей и в конечном итоге обучающихся.

Литература:

  1. В помощь классному руководителю; Красико-Принт — Москва, 2003. — 176 c.
  2. Как проводить родительское собрание в школе; АСТ, Сталкер — Москва, 2008. — 208 c.
  3. https://infourok.ru/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-sovremennoy-shkole-2259869.html
  4. https://mcrkpo.ru/upravlentsam/rukovoditel-klassa.html
  5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/01/13/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-shkole
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, распорядок дня, домашнее задание, образовательный процесс, обучающийся, педагогическая работа, родитель, кадет, приготовление домашних заданий, случай затруднений.


Похожие статьи

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

В статье рассматриваются изменения в социальной, экономической, политической и духовной сферах, создание художественно-творческого образовательной среды, интеллектуальный потенциал школьников повышающее интерес к обучению, деятельность родителей и кл...

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Адаптация детей, переехавших из новых субъектов Российской Федерации, в общеобразовательной школе

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

К вопросу о проблемах преемственности и адаптации учащихся средних классов школы

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Похожие статьи

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

В статье рассматриваются изменения в социальной, экономической, политической и духовной сферах, создание художественно-творческого образовательной среды, интеллектуальный потенциал школьников повышающее интерес к обучению, деятельность родителей и кл...

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Адаптация детей, переехавших из новых субъектов Российской Федерации, в общеобразовательной школе

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

К вопросу о проблемах преемственности и адаптации учащихся средних классов школы

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Задать вопрос