Анализ преподавания предмета «Физическая культура и спорт» в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трошин, С. А. Анализ преподавания предмета «Физическая культура и спорт» в вузе / С. А. Трошин, А. С. Машичев, Д. В. Вишняков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 395-397. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65269/ (дата обращения: 15.11.2024).



Физическая культура нужна для того, чтобы развить целостную, гармоническую личность, для полноценной реализации своих сил в здоровом и профессиональном стиле жизни, поэтому является обязательным предметом в образовательном процессе в вузе.

Занятия физической культурой позволяют достигать совмещение знаний, творческого действия, чувств и общения физического и духовного, устранять противоречия между природой и производством, работой и отдыхом, духовным и физическим.

Если личность достигает такой гармонии это придает ей социальную устойчивость и комфортно жить и трудиться с психологическим равновесием.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

  1. Физические (физические качества, телосложение, физическая подготовленность и здоровье)
  2. Психические (черты характера, эмоциональные переживания, творческие задатки)
  3. Материальные (как проходят занятия, качество спортивной формы и инвентаря)
  4. Социально-психологические (развлечение, отдых, чувства чести, благородства, совести, долга)
  5. Культурные (чувство собственного достоинства, самоутверждение, самоуважение, авторитет, познание)

Программа физического воспитания для вузов регламентируется государственной программой. Включает теоретический, практический и контрольный учебный материал.

Теоретические знания передаются в форме лекций, бесед, а также на практических занятиях.

Учебно-тренировочные занятия базируются на применении теоретических знаний. Таким образом теория вплотную связана с методико-практическими занятиями.

Физическая культура в вузе выполняет такие социальные функции:

  1. Преобразовательно-созидательную (совершенствование личности, укрепления ее здоровья, подготовку её к профессиональной деятельности)
  2. Проективно-творческую (профессионально-личностное развитие человека, стимулирует творческие способности, осуществляется процессы самоутверждения, саморазвития)
  3. Интегративно-организационную (объединение молодежи в команды, организации, клубы для совместной физкультурно-спортивной деятельности)
  4. Ценностно-ориентационную (формирование профессионально и личностно-ценностная ориентация, что позволяет профессиональное саморазвитие)
  5. Коммуникативно-регулятивную (организация содержательного досуга, оказывающее влияние на коллективные настроения, отвлечение от курения, алкоголя и токсикомании)
  6. Проективно-прогностическая (расширение эрудиции студентов в сфере физической культуры)
  7. Социализации (включение индивида в систему общественных отношений)

Чтобы были достигнуты цели физического воспитания нужно решить воспитательные, оздоровительные, развивающие и образовательные задачи. Такие, как понимание роли физической культуры в развитии личности при подготовке к профессиональной деятельности; понимать основы физической культуры; формировать у студентов установку на здоровый образ жизни; овладеть системой практических навыков и умений, для укрепления психического и физического здоровья.

В Вузе проводится физическое воспитание на протяжении 1–3 курсов, которое осуществляется в форме практических и теоретических занятий в обязательном порядке в объеме 4 часов в неделю предусмотренным учебным планом по всем специальностям.

У студентов есть занятия в спортивных клубах, секциях и группах. Происходят массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия.

Каждый семестр включает в себя законченный цикл практических занятий, в котором решаются определенные задачи.

Основной формой физического воспитания являются учебные практические занятия: теоретические, практические, контрольные.

Теоретический раздел необходим для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, для самосовершенствования, для профессионального-личностного развития.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов.

Первый — методико-практический

Второй — учебно-тренировочный.

Первый раздел помогает студентам овладеть методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для улучшения профессиональных целей.

Второй раздел помогает получить опыт творческой практической деятельности. На занятиях студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической подготовленности в период обучения, применять свой опыт для индивидуального физического развития. Учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, предотвращения травматизма, профилактики общих и профессиональных заболеваний.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о качестве освоения теоретических и методических знаний-умений. Показывает динамику и состояние физического развития. Оперативный контроль дает информацию о выполнении конкретного раздела, вида учебной работы. Зачеты, экзамен показывают уровень сформированности физической культуры студента.

Для того, чтобы студента допустить к итоговой аттестации, выполняются обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной подготовке.

Аттестация проводится в форме устного опроса по методико-практическому и теоретическому содержанию программы.

При завершении обучения по дисциплине «Физическая культура» студенты должны:

знать основы физической культуры и здорового образа жизни

понимать роль физической культуры в развитии человека

иметь мотивацию самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни.

При итоговой аттестации учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

Содержание дисциплины «Физическая культура» осваивается за 408 часов. Курс можно дополнить факультативами различной направленности, которые учитывают индивидуальность студента, его интересы, потребности.

Для практических занятий студенты разделяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение происходит в начале учебного года по медицинским показателям. Студенты проходят медицинское обследование в медицинском центре. Учитывается состояние здоровья, пол, физическое развитие, спортивная подготовленность и интересы студента. Не прошедшие медицинское обследование студенты к учебным занятиям не допускаются.

В основную группу зачисляются те студенты, которые отнесены к основной и дополнительной медицинской группе. В специальную группу зачисляются студенты, которые отнесены к специальной медицинской группе, с учетом их физического состояния, пола.

Студенты, которые по состоянию здоровья освобождены от практических занятий принимаются в специальное отделение для освоения доступных им разделов программы.

В спортивную группу зачисляются студенты из основной группы, которые показали хорошую общую физическую и спортивную подготовку и изъявившие желание заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Такие студенты могут учиться по индивидуальным графикам занятий, но с обязательным выполнений зачетных требований в установленные сроки.

Литература:

  1. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении-Студопедия https://studopedia.ru/8_193516_tsennostnie-orientatsii-i-otnoshenie-studentov-k-fizicheskoy-kulture.html
  2. Мир знаний. Физкультура и спорт. https://mirznanii.com/a/222565/tekhnologiya-prepodavaniya-fizicheskoy-kultury-v-vuzakh
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, студент, физическое воспитание, здоровый образ жизни, итоговая аттестация, медицинское обследование, основная группа, профессиональная деятельность, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Характеристика деятельности преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе

Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Организация особенностей преподавания предмета «Физическая культура» в высших учебных заведениях

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Похожие статьи

Характеристика деятельности преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе

Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Организация особенностей преподавания предмета «Физическая культура» в высших учебных заведениях

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Задать вопрос