В статье рассматриваются вопросы управления развитием муниципального образования на примере Тонкинского района.
Успех проводимых социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от эффективности деятельности органов власти, которые согласно ст. 7 Конституции РФ несут ответственность за «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Актуальность темы определяется ролью местного самоуправления в экономической и политической жизни страны. Местное самоуправление — один из способов реализации публичной власти в Российской Федерации. Основными составляющими структуры управления муниципальной территорией являются организационно-правовые, политические, экономические, социальные и информационные механизмы — все они должны быть направлены на обеспечение стабильного роста собственных доходов муниципальных образований. Но отсутствие единой и четкой концепции управления территориальным развитием приводит к тому, что на практике большинство территориальных органов государственной власти и местного самоуправления продолжает ориентироваться на решение текущих проблем, постоянно возникающих вследствие продолжающейся трансформации экономической и социальной сфер, стратегические установки которых до сих пор носят неустойчивый характер [2].
Объектом исследования выбран Тонкинский район Нижегородской области. Тонкинский район — это муниципальное образование, которое представлено несколькими поселениями, объединенными общей территорией, в границах которого осуществляется местное самоуправления в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления [1].
Тонкинский район — один из северных районов Нижегородской области, расположен в северо-восточной части области. На севере он граничит с Шахунским, на северо-западе — с Уренским, на юге — с Воскресенским и Шарангским районами Нижегородской области, на востоке — с Кировской областью. Районный центр — рабочий поселок Тонкино — находится в 260 км от Нижнего Новгорода.
В настоящее время Тонкинский район является самым маленьким по численности населения муниципальным образованием в Нижегородской области, на его территории проживает 7 640 человек (4624 чел. — городская местность, 3016 чел. — сельская местность).
Согласно данным Министерства энергетики развития и инвестиции Нижегородской области, которое ежеквартально составляет сводную таблицу «Оценка уровня социально-экономического развития территории Нижегородской области», Тонкинский район по состоянию на 1 квартал 2018 г. был на 45 позиции из 52, но по данным за 1-е полугодие 2018 г. муниципальное образование спустилось ниже на 4 позиции — на 49 место с оценкой уровня социально-экономического развития «ниже среднего».
Целевые программы являются элементом механизма реализации стратегии устойчивого развития страны, региона, муниципального образования. Туртушов В. В. в своей работе дает такое определение: «Целевая программа — это документ, в котором содержится определенные по содержанию, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы» [3].
Администрация района с особым вниманием относится к проблемам социальной сферы: образования и здравоохранения, культуры, спорта, молодежи. Это именно те сферы, с которыми соприкасается абсолютное большинство населения района ежедневно.
Сегодня на территории Тонкинского муниципального района Нижегородской области реализуется муниципальные программы, которые направлены на:
- Содействие занятости населения;
- Развитие предпринимательства;
- Управление муниципальными финансами;
- Формирование высокопрофессионального кадрового корпуса;
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
- Обеспечение населения доступным жильем;
- Противодействие коррупции;
- Профилактику правонарушений;
- Развитие культуры;
- Развитие физической культуры и спорта;
- Совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры;
- Социальную поддержку граждан;
- Управление муниципальным имуществом и др.
Основная цель программ — повышение качества жизни жителей района за счет бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения и их дальнейшего развития, социальной стабильности, сбалансированности бюджета района, организация взаимодействия всех уровней власти [4].
Ежегодно глава администрации Тонкинского муниципального района подводит качественные и количественные итоги развития территории по следующим направлениям: муниципальные услуги, сельское хозяйство, промышленность и предпринимательство, ЖКХ и инженерная инфраструктура, жилье, исполнение бюджета, образование; здравоохранение, культура, спорт, уровень жизни и занятость населения и др. Во многих сферах прослеживается положительная динамика развития, свидетельствующая о повышении уровня жизни населения Тонкинского муниципального района, но несмотря на это, муниципальное образование не демонстрирует устойчивого развития, и оценка уровня его социально-экономического развития колеблется от «среднего» до «ниже среднего», в большинстве своём относясь ко второй позиции.
На 1 января 2019 года удовлетворенность населения Тонкинского района деятельностью органов местного самоуправления муниципального района составляет 61 %, в сравнении с 2015 годом этот показатель вырос на 18 %.
Сегодня ключевыми проблемами, которые являются характерными для района, являются:
1) низкий уровень предпринимательской и инвестиционной активности;
2) низкая эффективность сельскохозяйственного производства;
3) низкий уровень заработной платы;
4) изношенность объектов инфраструктуры.
В настоящее время местная власть находится в прямой зависимости от федерального, а в большей мере регионального уровня. В большей мере эта зависимость носит экономический характер.
Администрация Тонкинского муниципального района строит свою работу в тесном взаимодействии с Правительством и депутатами Нижегородской области, которые оказывают большую помощь и поддержку удаленному району.
Муниципальное образование — это сложная социально-экономическая система. Поэтому без наличия грамотной и эффективной стратегии развития территории, его устойчивое развитие не представляется возможным.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Жаравин Д. П. Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования / Д. П. Жаравин, Н. А. Пахолков; под общ. ред. Н. А. Пахолкова. Вологда: ВоГТУ, 2005. 143 с.
- Туртушов В. В. Роль и место федеральных целевых программ в программно-целевом регулировании экономики России // Вестник ЧГУ. 2013. № 2
- Отчеты главы администрации Тонкинского муниципального района [Электронный ресурс] URL: http://www.tonkino.ru/administratsiya-tonkinskogo-munitsipalnogo-rayona/