Период адаптации — очень серьезный этап в жизни дошкольника. У ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, игрушек, людей, правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Для ребенка это и первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Такой период требует особого внимания со стороны не только педагога, но и родителей.
Наша работа была направлена создание условий для обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста через установление партнерских отношений с семьей.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- Определить условия для успешной адаптации.
- Разработать планирование совместной деятельности родителей и педагогов для прохождения детьми раннего возраста успешной адаптации к ДОУ.
- Разработать рекомендации для родителей по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.
Проведя анализ психолого-педагогических источников, мы пришли к выводу, что на протяжении всего раннего возраста (до трех лет) в общении ребенка со взрослым, как отмечает Е. О. Смирнова, остается главной ситуативно-деловая форма общения. Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут создать благоприятные условия для его жизни в группе, зависит многое в его поведении, эмоциональном благополучии.
На что же были направлены наши действия:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы вгруппе.
Совместно с родителями формировали у ребенка положительную установку и желание идти в детский сад. Это зависело в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, мы “одомашнили” нашу группу.
- Правильная организация вадаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
- Работа сродителями. Необходимое условие успешной адаптации — взаимодействие-согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Социальное партнерство — это совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Партнерство предполагает: равноправие сторон, уважение и учет интересов, заинтересованность, свобода выбора при обсуждении вопросов, добровольность принятия на себя сторонами обязательств, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, обязательность исполнения договоренностей и соглашений, взаимовыгодность.
Для обеспечения эффективного взаимодействия и установления партнерских отношений нами выделены следующие этапы:
– сбор информации о семье, изучение педагогических возможностей семьи, условий семейного воспитания ребенка
– изучение представлений, ожиданий, запросов родителей, планов относительно сотрудничества с ДОУ, степени готовности к взаимодействию
– актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка и повышении своей педагогической компетентности
– повышение педагогической компетентности родителей: формирование знаний о развитии, воспитании и обучении ребенка, развитие практических педагогических умений
– вовлечение родителей в диалог
– вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс
– качественный и количественный анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках данного направления деятельности д/с (с обязательной опорой на результат «обратной связи»).
Реализацию плана работы начали с подбора методического и дидактического материала. С целью прогноза предполагаемой адаптации вместе с педагогом — психологом провели анализ медицинских карт будущих воспитанников.
На первом этапе, в августе, мы провели родительское собрание, на котором не только познакомили родителей с условиями успешной адаптации, но и провели экскурсию по детскому саду. Познакомили с режимом дня для детей данного возраста и порекомендовали придерживаться его дома. Вместе с руководителем составили график очередности начала посещения детей. Провели анкетирование, цель которого — определить факторы, которые могут затруднить адаптацию и выявить сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Нас интересовало, знакомы ли родители с условиями успешной адаптации, есть ли волнение и беспокойство по данному вопросу, каков их настрой и ожидания от пребывания ребенка в группе, в детском саду.
Анкетирование показало, что все родители готовы к сотрудничеству и участию в жизни детей в детском саду.
Так же проводили личные беседы об интересах семьи, что помогло, сделать работу с родителями эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для решения задач на основном этапе мы выделили несколько направлений:
- Направление «Снятие напряжения ребенка с помощью игровой деятельности»
Традиционно в период адаптации детей рекомендовали принести любимую игрушку в сад. В группе мы продолжали обыгрывать личные игрушки детей, обговаривали с детьми о том, как игрушке нравится в саду, ей весело играть с детьми и она еще придет в сад.
Благодаря этому были решены следующие задачи:
1.Провели консультацию для родителей «Подбор игрушек для детей раннего возраста». Обогатили знания родителей о значении игрушки и её роли в игре, целесообразном подборе игрушек, воспитании у ребенка бережного отношения к ним.
2.Родители поделились опытом взаимодействия с ребенком в семье во время игр.
- Направление «Участие родителей в образовательной деятельности и играх»
Были случаи, когда родители, волнуясь за малыша, стояли под дверью, прислушивались, ходили возле участка. Поэтому мы предложили, приходя за ребенком, не сразу его забирать, а некоторое время провести вместе со всей группой на улице во время прогулки. Благодаря этому непосредственному общению родители, воспитатели и дети ближе познакомились. Так родители могли не только помочь ребенку раскрыться, быть спокойным в детском коллективе, но и наблюдать за нашей работой. Как мы общаемся с детьми. Пребывание мамы рядом с ребенком оказывало положительное влияние на формирование успешных взаимоотношений между детьми, педагогом и родителями. В процессе совместного общения мы получали дополнительную информацию о ребенке. О стиле взаимоотношений между взрослым и ребенком в семье.
Этот метод способствовал решению следующих задач:
1) Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье.
2) Приобщить ребенка к образовательным мероприятиям.
- Направление «Общение воспитателей и родителей». Индивидуальные беседа, выставки и конкурсы, не менее важные методы в работе с родителями. В ходе индивидуальной беседы старались отмечать сначала положительные стороны ребенка, интересовались поведением его дома, таким образом, давая понять родителям, что ребенок находится под теплым, добрым, надежным вниманием, только потом обсуждали проблему (если есть).
Активное участие родители приняли в выставке «Дары осени» и фотовыставке «Я и мамочка моя», в изготовлении различных дидактических пособий и «Дорожек здоровья».
Сейчас мы запустили проект «Чудо-снежинка». Его продуктом стали необычные разнообразные снежинки, которые украсили нашу группу и приемную к новогодним праздникам.
Это способствовало решению следующих задач:
- Оказание квалифицированной консультационной помощи родителям по вопросам воспитания и адаптации ребенка к ДОУ.
- Налаживание партнерских отношений с родителями.
В заключение периода адаптации был проведен праздник «День рождения группы». На котором дети танцевали, играли, задували на каравае свечи, пили чай. Полученные позитивные эмоции еще больше расположили детей к нам и друг другу.
Совместно с педагогом-психологом, провели родительский клуб «Вместе весело шагать», с целью выявления трудностей адаптационного периода и установления психологического контакта с родителями. Где были проведены коммуникативные игры, направленные на сплочение родителей и знакомство их друг с другом, снятие психологических барьеров (игра «Мы по кругу пойдем»). Коллективная творческая работа «Дом в котором живет…» помогла родителям положительно позиционировать себя. Нужно было нарисовать дом и написать качество своей личности, которым хотели бы поделиться с другими. Далее родители делились на три подгруппы и от имени детей, воспитателей и родителей разрабатывали рекомендации по теме «Адаптация к новым условиям пройдет хорошо, если…» Данная ролевая игра помогла родителям сформулировать рекомендации по адаптации детей к новым условиям. В конце мероприятия мы угостили родителей чаем с шиповником и предложили просмотр мультимедийной презентации «Один день из жизни детского сада», а также видеофильм «День рождения группы».
На собрании царила очень дружелюбная атмосфера. Все участники мероприятия получали удовольствие от происходящего. Была проведена рефлексия, родители написали свои впечатления и пожелания на вырезанных из цветной бумаги ладошках. Так получилось «Солнышко пожеланий», которое мы разместили в приемной.
В ходе такой работы, совместными силами, путем установления партнерских отношений с родителями нам удалось сделать адаптационный период наших воспитанников более легким. Дети с удовольствием посещают детский сад, не хотят уходить. Родители довольны, что их дети комфортно себя чувствуют в детском саду. А мы, в свою очередь, отмечаем, что это результат совместной работы.
Литература:
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
- Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т. А. Данилина, Н. М. Степина. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112