Проблема религиозного экстремизма является «бичом современного общества». О данной проблематике широко дискутируют в СМИ, а также на заседаниях Государственной Думы. В связи с этим возникает потребность в выявлении причин религиозного экстремизма и методов предотвращения религиозного экстремизма. В ходе исследования были выявлены такие методы как контроль информации, содержащей экстремистские направленности; формирование у подрастающего поколения негативных ассоциаций с тематикой «экстремизм» и другие. Результат исследования позволяет сделать вывод о необходимости развития реформ, направленных на предотвращение религиозного экстремизма.
Ключевые слова: экстремизм, религиозный экстремизм, профилактика религиозного экстремизма, меры профилактики
Стоит начать с понятия «религиозного экстремизма». Чёткого определения в Федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» не дано. Поэтому обратимся к работе Е. Н. Плужникова, который под «религиозным экстремизмом» понимает деятельность сторонников крайних мер в сфере межрелигиозных и внутриконфессиональных отношений, находящую своё выражение в насильственных попытках представителей той или иной религии навязать иноверцам собственную систему религиозных мировоззрений с целью отречения от своих основных постулатов, нередко с применением физического или психологического насилия. [1, с. 72] Из данного определения можно выделить основную цель данной формы экстремизма — уничтожение всех религиозных конфессий. Это обусловлено последующим созданием религиозного государства, функционирующего на определённых устоях и правилах. Например, З. Арухов в работе «Экстремизм в современном исламе» определяет следующие цели исламских экстремистов:
− установление в обществе основ исламского теократического государства;
− введение в общественную практику норм шариата;
− восстановление халифата. [2, с. 374]
Для предотвращения данного явления необходимо активное противодействие экстремизму со стороны государства. Одной из мер является профилактика, которая содержит большое количество мероприятий. Помимо этого, в статье 5 Федерального Закона № 114-ФЗ говорится, что в целях противодействия экстремисткой деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. [3]
Субъектами, которые подвергаются нападкам религиозных организаций, в первую очередь являются обычные люди. Особо важно сформировать у таких лиц ценности, благодаря которым они не будут легко подвергаться пропаганде. Это осуществимо лишь при должном уровне мероприятий со стороны образовательных учреждений, СМИ, близкого окружения и других. Динамика количества преступлений экстремиского характера показывает увеличение, что связано со снижением уровня подверженности религиозным организациям (рис. 1).
Рис. 1. Количество преступлений экстремистского характера в России по данным МВД РФ
Система профилактики противодействия экстремизму — это всесторонняя и многоаспектная задача, ведь, имея конкретно поставленные цели, задачи и планы, органы государственной власти влияют на распространение и возникновение организаций экстремистского характера, стараясь проникнуть во все их аспекты. [4, с. 43]
Для понимания, как эффективно противодействовать религиозному экстремизму, необходимо обратиться к истории. Ведь она содержит все этапы становления и развития экстремизма в целом, а также даёт прогнозы его дальнейшего развития. Например, острейшая ситуация была в Чечне, повлекшая за собой боевые действия — яркая иллюстрация религиозного экстремизма на постсоветском пространстве. Также ярким примером является вооружённый мятеж 2005 года в городе Нальчик. Одной из причин послужила неадекватная реакция местной власти на притеснения прав представителей исламской религии. Всё это вылилось в осуществление в России политики, направленной на противодействие всем видам экстремизма, принято множество нормативно правовых актов, направленных на решение данной проблемы. Но, как мы могли уже обратить внимание, данная политика осуществляется не особо эффективно (рис. 1).
Каковы же причины? Скорее всего, основной причиной является неслаженность взаимосвязи между государством и его гражданами. Поскольку, граждане являются основными субъектами, подверженными пропаганде. В какой-то степени своё влияние дают другие «вечные» проблемы социума: безработица, низкий уровень жизни, низкий уровень образования и другие факторы. Стоит также отметить и слова бывшего Президента Российской Федерации Д. Медведева в сентябре 2009 года в городе Сочи на встрече с руководителями Духовных управлений мусульман. Он говорил: «Условия для развития бандитизма, религиозного экстремизма были созданы в результате распада государства, корни — в устройстве нашей жизни, в безработице, бедности, в кланах, которым плевать на народ, которые только и делят денежные потоки, приходящие сюда, борются за заказы, а потом друг с другом сводят счёты, и в коррупции, которая, действительно, получила очень широкое распространение в правоохранительных органах». Данные слова только подтверждают предположения насчёт причин.
Выводы:
− необходимо добиться полного контроля над распространением экстремистских материалов;
− необходима демонстрация негативных последствий от совершения данного вида преступлений;
− необходимо ликвидировать причины неэффективности политики по противодействию всем видам экстремизма.
Литература:
- Плужников Е. Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России // Политический процесс в современной России: тенденции и перспективы. 2010. № 1.
- Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. — Махачкала: Агентство «Кавказ», 1999.
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Справочная правовая система «Консультант».
- Пестрецов М. А. Профилактика как важный инструмент противодействия религиозному и политическому экстремизму в Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 3 (33).