В настоящее время организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.
Ключевые слова: коррекционное обучение, дети с задержкой психического развития, трудности в обучении, психолого-медико-педагогической помощи детям.
В настоящее время организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.
Задержка психического развития у детей стала объектом изучения в нашей стране сравнительно недавно. Эта проблема обозначилась как актуальная в конце 60-х годов XX века, когда стали проводится исследования школьной неуспеваемости и оказалось, что около 50 % детей, столько их успевающих в начальных классах, — это дети с задержкой психического развития.
С 1988 года стали открываться классы выравнивания для детей данной категории. Сегодня каждый четвертый ребенок имеет задержку психического развития различного генеза, что приводит к открытию классов коррекционно-развивающего обучения в начальном звене общеобразовательной школы.
С 1995 года сначала на уровне г. Москвы, а затем и других регионов разрабатывалась единая концепция коррекционно-развивающего обучения. Согласно этой концепции предполагается создание единого реабилитационного пространства. С одной стороны, это означает преемственность в работе дошкольных и школьных учреждений, а с другой — преемственность между различными государственными службами в системах здравоохранения, образования и социальной защиты.
В системе коррекционно-развивающего обучения дети получают цензовое образование. Базисный учебный план составлен на основе федерального учебного плана. При этом учитываются специфические трудности детей в обучении русскому языку, поэтому увеличено количество часов на русский язык и литературу.
По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переводятся в массовые классы, или продолжают обучаться в коррекционных классах. При необходимости классы коррекционно-развивающего обучения могут открываться в среднем звене, начиная с 5 класса. Наполняемость таких классов — до 12 человек.
Сущность коррекционного образования описывается большой группой педагогических категорий и понятий, таких как трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, неуспеваемость, второгодничество, девиантное поведение. Общие основы всех этих явлений охватываются современным понятием «школьная дезадаптация», определенным как нарушение процессов взаимодействие ребенка с окружающим миром вследствие несоответствия его индивидуальности унифицированным условиям и требованиям социальных институтов обучения и воспитания.
Важным направлением в исследовании этой проблемы является изучение детей с задержкой психического развития, которое показало, что у детей к 7 годам отмечается несформированность мотивационной сферы. Они не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, внимания, памяти; наблюдается замедленность процессов переработки информации, неполноценность пространственного анализа, временной ориентировки, зрительно-моторной координации, а также снижение умственной работоспособности, недоразвитие речи. Особенно существенно отставание детей этой категории в развитии мышления.
Все эти недостатки отчетливо проявляются в трудностях, которые испытывают дети с задержкой развития в овладении навыками чтения и письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приемов вычисления и т. д.
В рамках преемственности начального и среднего образования особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс массовой школы психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении.
Проблема коррекционно-развивающего обучения получила иной разворот в связи с развивающимися тенденциями стандартизации образования. Весьма вероятно, что выпускникам придется сдавать ЕГЭ на общих основаниях вместе с другими учащимися. В этих условиях растет роль взаимодействия коррекционного и общего образования в рамках образовательного учреждения. Идеология коррекционного образования предусматривает возможность свободного перехода учащихся из коррекционных классов в обычные, и наоборот, по мере необходимости. Легче всего это сделать в условиях одного и того же образовательного учреждения.
Перевод учащихся из коррекционных классов в нормативные классы среднего звена требует создания определенных условий для адаптации этих детей в новой ситуации обучения и развития. Для достижения таких условий необходимо решить ряд специальных задач, а именно:
– школьный режим должен соответствовать санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, а также психофизиологическим особенностям психически и физически ослабленных детей (группа продленного дня, более длительные перемены);
– соответствия особенностям темпа и содержания учебной работы в гетерогенном классе;
– строить отношения учащихся и педагогов на основе принципов гуманизма и педагогической поддержки, исключающих отрицательную оценочную стимуляцию и возникновение смысловых барьеров;
– обогащать педагогический арсенал учителей методами развивающего обучения, направленными на компенсацию различных аспектов отставания учащихся от возрастной нормы;
– проводить активную работу с родителями, направленную на разъяснение особенностей развития учащихся и преодоление конфликтов в семье, возникающих из-за низкой успеваемости детей.
У детей данной категории на фоне основного дефекта формируются патологические черты личности: боязливость, неуверенность в себе, застенчивость, раздражительность, обидчивость, агрессия, завышенная или заниженная самооценка и т. п. Поэтому таким учащимся для полноценного личностного становления и роста необходимо обеспечить благоприятную семейную обстановку, поддержку и ободрение со стороны близких, преемственность в работе педагогов начальной школы и среднего звена, адекватное комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся, привлекать к сотрудничеству специалистов, осуществляющих посткоррекционное сопровождение детей, имеющих специфические особенности развития (логопед, психиатр, нейрофизиолог, социальный педагог).
К тому же младший школьный возраст — это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Вторая особенность этой деятельности — приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у младшего школьника умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.
Учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) учебные задачи, 2) учебные действия, 3) действие контроля, 4) действие оценки.
Для младших школьников учитель является наиболее значимым, референтным лицом. Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения учителя. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, а авторитарный либо приводит к закреплению исполнительской позиции, формированию комфортного поведения, либо вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей. Именно личность учителя, его профессиональная компетентность в большей степени влияют на достижение планируемых результатов обучения и формирование личности ребенка, особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Практика организации коррекционно-развивающего обучения показывает, что при своевременной диагностике более половины учащихся, прошедших реабилитацию в системе коррекционно-развивающего обучения, могут впоследствии продолжить образование классах возрастной нормы. А в случае ранней диагностики и коррекции на уровне дошкольного образования успешность реабилитации превышает 80 %.
Литература:
- Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография. — Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004.
- Винник, Марина Олеговна. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. — Москва: АРКТИ, 2001.