Статья посвящена значению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. Автор рассматривает использование данных технологий в процессе проведения музыкальных игр и исследует влияние музыкальных видов деятельности на здоровье воспитанников.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, музыкальная игра, музицирование, пальчиковая игра, хоровод.
В настоящее время в системе образования важное место приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей. Период дошкольного возраста закономерен интенсивным ростом, развитием организма и его повышенной чувствительностью к влияниям природной и социальной среды.
Целью использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования дошкольников является организация развития творческих способностей детей и их музыкальности в пользу сохранения и укрепления психофизического здоровья, а также с целью формирования полноценной личности ребенка.
Задачамииспользования здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании воспитанников ДОУ являются:
- развитие мелкой артикуляционной моторики;
- совершенствование вокальных навыков и умений;
- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве);
- укрепление сердечно-сосудистой системы, костно-мышечного аппарата и т. д. [2, с. 8].
Основа применения данных технологий в музыкальном дошкольном образовании базируется на программах и методических пособиях таких известных педагогов, как А. И. Буренина, Н. А. Ветлугина, И. М. Каплунова, О. П. Радынова, Т. Т. Тютюнникова и другие.
Игра — одно из увлекательных видов деятельности, необходимая для детей.
Среди музыкальных игр возможно выделить несколько видов, способствующих развитию важных чувств у ребёнка и его двигательной активности.
1. Спокойное музицирование.
Такие игры как, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию» помогают верному восприятию музыки. Сюда же относится игры с природной звуковой тематикой: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (на фоне мелодии звучат пение птиц, шум ветра). Такие игры удобны для использования под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, мерно и тихо падающие снежинки, осень: стук дождевых капель, шелест листьев и т. д.).
2. Пальчиковые игры.
Это интересные и эмоциональные игры, являющиеся очень полезными упражнениями для развития моторики. Они хорошо воздействуют на все внутренние органы, способствуют развитию речи ребёнка и его двигательных качеств, повышают координацию, способствуют развитию творческой деятельности. К данным играм относятся такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Моя страна» и другие.
3. Дидактические музыкальные игры.
Данный вид музыкальных игр развивают внимание, память, становление и закрепление в памяти логических операций. Игры можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на других занятиях), а также в свободное время. Например, такие игры, как «Что лишнее?», «Звенят колокольчики, «Какой инструмент исчез?», «Цветик-семицветик». Для музыкальной дидактической игры «Сыграй мелодию на ксилофоне» педагог готовит на доске в определённом порядке цветные карточки (на ксилофоне есть клавиши такого же цвета). Дошкольники должны расшифровать, угадать мелодию — сыграть её с помощью музыкального инструмента [3, с.83].
4. Подвижные игры смузыкой.
Эти игры отличаются повышенной динамикой действия и усиленной активностью. Дошкольники внимательно слушают мелодию и реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.
В младшем дошкольном возрасте малыши просто выполняют движения по тексту песни, а затем инсценируют её. В качестве материала хорошо подойдут песенки Е.Железновой, можно использовать на занятиях народные потешки и прибаутки. Также, начиная с 3–4 лет, дети уже могут через движения показывать характер музыки: это игры, например, «Солнышко и дождик», «Весело и грустно», «Зимушка-зима» и т. д. [1, с. 40].
В старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент. Например, известна игра «Займи стульчик», «Оркестр», Воевода», «Яблочко». Ещё один популярный пример подвижной музыкальной игры — «Море волнуется раз». Часто используются такие игры, как «Снеговики и снежинки», «Музыкальные Инструменты», «Музыкальные игрушки», «Попрыгаем», «Различи темп», «Ручки-ножки».
5. Хороводные музыкальные игры
Хороводные игры схожи с подвижными своими динамичными движениями. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия: «Большие и маленькие ножки», «Зайка шёл», «Как на наши именины». Приведем примеры игр подробно:
а) «Ровным кругом». Ребята, взявшись за ручки, идут по кругу. Педагог в это время поёт и с окончанием слов воспитанники останавливаются и повторяют определённое движение вслед за педагогом, к примеру, приседают, хлопают в ладоши, прыгают, поднимают ручки вверх, делают «фонарики» и т. д.
б) «Мы по лесу идём». Ребята ходят по кругу, взявшись за руки. Педагог поёт, называя определенного зверя в песенке, например, зайца. Вместо этого животного можно звать любого зверя: медведя, птичку, лисичку, волка, кошку и т. д.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в процессе проведения музыкальных игр эффективно: применение данного вида деятельности помогает развивать музыкальные способности детей, сохранять и укреплять их здоровье. Но следует также помнить о том, что данный вид деятельности необходимо использовать с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.
Литература:
- Буренина А. И. Ритмическая гимнастика. Программа по ритмической пластике для детей. — М.:ГНОМ-ПРЕСС, 2000 год.
- Вeтлугина, Н. А. Мeтодика музыкального воспитания в дeтском саду. — М.: Просвeщeние, 1989.
- Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры и упражнeния в малокомплeктных ДОУ. — М.: Просвещение, 1998.