Подвергнем анализу объем финансовых расходов в социальном блоке государственной политики Казахстана на поддержку и развитие спорта в стране. Так, государственное финансирование спорта осуществляется по общей статье «Культура, спорт, туризм». В таблице 1 нами показаны количественные показатели затрат на развитие культуры, спорта и туризма в стране с 2013 по 2019гг.
Таблица 1
Показатели расходной части республиканского бюджета на социальную сферу Казахстана за 2013–2019гг., млрд. тенге
Показатель |
Годы |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019* |
|
Затраты, в т. ч.: |
2 336,4 |
2 699,5 |
2 847,7 |
3 276,4 |
3 786,4 |
4 274,6 |
4 827,7 |
% в общему объему расходов |
36,0 |
37,9 |
39,4 |
37,3 |
32,5 |
42,2 |
44,5 |
Образование |
453,2 |
464,5 |
443,7 |
531,0 |
464,6 |
473,8 |
594,1 |
Здравоохранение |
499,3 |
647,2 |
657,3 |
791,9 |
1 018,6 |
1 071,2 |
1 112,7 |
Культура, спорт, туризм |
93,8 |
108,2 |
105,0 |
115,1 |
140,7 |
150,8 |
117,8 |
Социальное обеспечение и помощь |
1 260,9 |
1 441,7 |
1 602,3 |
1 838,1 |
2 130 |
2 578,8 |
2 967,1 |
Примечания — 1)* планируемые показатели 2) составлена автором на основе данных [1,2]. |
|||||||
Как свидетельствуют данные таблицы 1, если в 2018г. было выделено 150,8 млрд. тенге, то в 2013 г. 93,8 млрд., а в плане республиканского бюджета 2019г. заложено 11,8 млрд.тенге. Рост заметен, но показатели скромнее чем расходы на здравоохранение, образование и соцобеспечение. Увеличение в 1,2 раза к уровню 2013г. Если смотреть долевое соотношение затрат на культуру, спорт и туризм в структуре всех расходов на социальное развитие, то в отличие от абсолютных показателей увеличения объемов средств, оно демонстрирует снижение с 2013 по 2018гг. В 2013г. доля соответствующих затрат составляла 4,0 %, в 2014г. — 3,7 %, в 2015г. — 3,5 %, в 2016г. — 3,7, в 2017г. — 3,5 %, а плановом 2019г. — 2,4 % от всех социальных расходов бюджета страны.
Подвергнем анализу финансирование спорта в Казахстане. Задача развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан отражена в программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011–2015 годы (постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2011 года № 1399) [3].
Основная проблема финансирования спорта в Казахстане сводится к разбалансированности выделяемых бюджетных средств. Так, в стране наблюдается неравномерность распределения средств между областями и видами спортивной деятельности. Размер такой разницы доходит до 3–4 млрд.тенге в областях до 5–6 млрд.тенге в гг. Астана и Алматы.
Такая ситуация связана с тем, что каждый регион самостоятельно мог по-своему усмотрению решать как их тратить. Так, например, областной бюджет Актюбинской области распределил 3 млрд.100 млн.тенге на футбольный клуб «Актобе», тогда как на другие виды спорта меньше 800 млн. [4].
По словам Т.Кулибаева президента Федерации бокса, а также Конфедерации единоборств: «...Основную сумму они тратят на футбол. Если бы там еще были результаты, мы бы тихо сидели, а то мы видим, что приглашают каких-то легионеров. Данные средства не тратятся на спортивную инфраструктуру, а расходуются на «фиктивные команды» мастеров, где больше половины состава второсортные и третьесортные легионеры. Нам без разницы, пусть играют, если у них есть желание, но пусть каждый регион находит спонсоров» [5].
Поэтому в республике назрела необходимость изменения системы финансирования спорта.
Новая модель финансирования спорта будет основываться на показателях ранжирования, при этом будут учитывать:
– достижения на международных соревнованиях;
– национально-культурная «традиционность» вида спорта;
– соотношение особенностей вида спорта к климатическим условиям региона и наличие кадрового потенциала.
Внедрение новой системы финансирования спорта в Казахстане еще невозможно подвергнуть анализу и оценке эффективности, ввиду ее сроков. Но уже сейчас возникает множество вопросов, например, будет ли не дополучать фигурное катание в г.Шымкент в виду климатических условий, что будет с теми видами, где есть «кадровый потенциал», но которым в силу разных причин не хватает серьезных достижений на международных соревнованиях?
Крен в сторону спорта высших достижений и остаточный принцип на массовый спорт должен изменится в будущем. Основа здоровой нации это как раз-таки массовый спорт, диспропорции финансирования в виде 98/2 требуют изменения подходов к финансированию спорта в стране. Хотя по последним данным профильного министерства с каждым годом растет массовый характер задейственности населения в спорт, таблица 2.
Таблица 2
Некоторые показатели вовлеченности населения Казахстана вспорт ифизическую культуру
Показатель |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Количество спортивных мероприятий |
43 тыс. |
44 тыс. |
49 тыс. |
Охват населения |
5,6 млн.чел. |
5,6 млн.чел. |
5,7 млн.чел. |
Доля населения, занимающихся физрой и спортом от общего кол-ва населения страны |
27,4 % |
28,7 % |
29,8 % |
Примечание — составлено автором по данным [3]. |
|||
Как видно из данных таблицы 2, наблюдается рост различного рода спортивных мероприятий, а также доля вовлеченных в здоровый образ жизни среди казахстанцев увеличивается, приближаясь к отметке 30 % по отношению ко всему населению республики.
Таким образом, анализ финансового обеспечения социальной сферы и в частности сферы спорта в Казахстане позволяет сформулировать вывод о том, что государственное бюджетное финансирование превалирует над внебюджетными источниками. Бюджетное финансирование сферы спорта, культуры и туризма в РК характеризуется «остаточным» подходом.
Внедрение новой модели финансирования спорта в стране согласно методу ранжирования по вышеуказанным 5 критериям вызывает у многих критические вопросы:
– критерий достижения на мировых аренах, вызывает опасения у спортсменов, которые еще их не имеют в нашей стране;
– критерий «национально-культурная традиционность» не будет ли «ущемлять» интересы других видов спорта, кроме борьбы и бокса?
– критерий кадровый потенциал также вызывает сомнения поскольку многие тренера оказались не востребованными у себя и нашли свое призвание в других странах;
– также при ранжировании видов спорта будет учитываться материально-техническая база. Но необходимость той или иной спортивной инвентарной техники и снарежений очень дифференциальна, так, если это велоспорт или триатлон, то требования одни, а если речь идет об единоборстве, то в основном необходимо только помещение и недорогой инвентарь.
Эти и другие вопросы ставят под сомнение, что новая модель финансирования исправит издержки старой и непосредственно решит ту самую главную задачу спорта — способствовать гармоничному и здоровому развитию гражданина нашей страны.
Литература:
- Обзор основных параметров республиканского бюджета на 2013–2019 годы. — URL: http://budget.kz/respublikanckiy-byudzhet/
- Официальный интернет-ресурс Министерства финансов Республики Казахстан. — URL: http://www.minfin.gov.kz
- Официальный интернет-ресурс Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. — URL:https://mks.gov.kz/rus
- ФК «Актобе» «съел» за пять лет 13,4 миллиарда тенге в бюджете Актюбинской области. — URL: https://www.sports.kz
- В Казахстане будут финансировать успешные виды спорта. — URL: https://fanatik.io/people/user/4958/blog/10927/