К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 14.12.2019

Статья просмотрена: 2521 раз

Библиографическое описание:

Озол, В. А. К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм / В. А. Озол. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65290/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается создание костюма, дается описание традиционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализируется его связь с танцевальной культурой.

Ключевые слова: народный танец, костюм, взаимосвязь, танцевальная культура.

В культурном наследии каждого народа особое место занимает костюм. Традиционная национальная одежда создавалась многими поколениями под влиянием разных факторов.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм — это не только внешняя форма танца, он является его «визитной карточкой». В многочисленном разнообразии народного костюма есть много общих особенностей, именно это придает ему национальный характер.

Изучая танцевальную культуру и работая над постановкой номера, очень важно уделить особое внимание костюму. «И каждая хореографическая композиция, которая выносится на суд зрителя, имеет свое сценическое оформление, — балетмейстеру совместно с художником по декорациям, костюму приходится проделывать большую предварительную работу». [1] Костюм для народного танца также дает танцорам свободу в движениях, однако основным его предназначением является раскрытие исторического колорита того народа, который представлен на сцене. Такой костюм многократно усиливает впечатления от танца, создавая цельный сценический образ.

Костюм — это составная сценического образа артиста, это комплекты одежды, обувь, украшения, головные уборы и другие предметы.

Также костюм подчёркивает роль танцора в представлении. Например, одинаковые костюмы танцевального коллектива показывают равенство и единство всех участников; а солист будет ещё заметней в особом, отличающемся от прочей труппы, костюме. В любом случае — костюм работает на общее действо, являясь одним из важных средств выразительности сценического танца.

В целом можно сказать, что при подборе сценического костюма, в первую очередь обращают внимание на сюжет номера, музыку и возраст танцующего. Процесс создания танцевального номера от начала и до конца творческая и очень сложная работа, а от выбранного образа зависит эффект, произведенный во время самого танца. Поэтому подбор костюма и является одной из важнейших задач при постановке номера.

Элементы испанского костюма можно выделить лишь в общих чертах, так как Испания отличается большим разнообразием народной одежды из за большого количества различий образа жизни по областям. Особенности одежды представителей различных социальных слоев отличается не столько покроем, сколько стоимостью тканей и украшений.

Рассмотрим влияние и взаимосвязь традиционного национального костюма на танцевальную культуру на примере испанского народного танца «Арагонская хота». Арагонская хота — оживленный, подвижный, энергичный танец, аккомпанирует ему инструментальный ансамбль «рондалья». Полная хота включает в себя еще и пение. Поет обычно тот участник хоты, который не танцует. Происхождение она ведет с провинции Арагон на севере Испании, где она появилась еще в 18-м веке и, по сути, является с тех пор национальным народным танцем Арагона. Слово «Хота» происходит от латинского и означает «скачок», что и описывает оживленные, скачкообразные движения танца.

Хота — довольно быстрый танец, хотя все же некоторые утверждают, что темп 6/8 лучше приспособлен под поэтическую и хореографическую структуру танца. Различные варианты танцев имеют разные стили, например, кастильская версия использует гитары, бандуры, лютни, дульзаины и барабаны, а галисийцы также используют волынки, барабаны и «бомбос».

«Одежда жителей Пиренейских гор во многом напоминает костюмы Верхнего Арагона. В Пиренеях до сих пор есть поселения, в которых сохранилась старинная одежда, используемая еще до средневековья». [3]

Для женского костюма характерна белая льняная рубаха с рукавами, которые собраны буфами, с высоким воротником и длинная сборчатая баскина (напоминает русский сарафан). Костюм дополняют кастаньеты. В ушах длинные серьги, волосы женщины укладывают высоким пучком, который укрепляют гребнем, сверху — кружевная черная мантилья, сделанная из простого тюля, разрисованного под кружево.

Мужчины ходят в темных до колен штанах, чулках и кожаных тапочках (абаркас), белой камисе, а поверх одевают жилет (челеко) и старинную ангуарину — одежда типа кафтана, также одевают яркий пояс, живописный наряд мужчин дополняет платок на голову, завязанный сбоку.

Рассмотрев особенности традиционного национального испанского костюма, можно выявить прямую связь элементов костюма и танцевальной лексики. Например, свободный крой рубахи объясняет размашистые, свободные движения рук исполнителей, часто можно заменить их в III позиции. Пышные юбки у женщин позволяют исполнять широкие движения на сцене, такие как sissonne ouverte, jete entrelace. Также костюм позволяет с легкостью исполнять скачкообразные движения и прыжки. Головной убор позволяет свободные движения головой.

Таким образом, изучая народно- характерный танец нужно изучить не только танцевальную лексику, но и узнать об истории, традициях, духовность народна, менталитет, характер, быт из чего и складывается традиционный национальный костюм, используемый в повседневной и праздничной жизни, сложившийся на протяжении веков и имеющий явные особенности.

Литература:

1. Заикин Н. И. Костюм и сценическое оформление танца. — Орел. Орловский Государственный Институт культуры, 2012

2. Всеобщая история костюма от древности до Нового времени. — М.:Эксмо, 2005

3. Шульгина А. Томилина Л. Замалина Л. Советы костюмера.- Профиздат, 1968

4. Гусев Г. П. Народный танец. — М., 2012

5. Ткаченко Т. С. Народные танцы. –М., 1981

Основные термины (генерируются автоматически): костюм, танцевальная культура, народный танец, III, Арагон, постановка номера, танцевальная лексика, традиционный национальный костюм.


Похожие статьи

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Песенный дискурс в общем контексте культуры

Настоящая статья посвящена исследованию песенного дискурса в общем контексте культуры. В статье рассматривается современная музыка и проводится ее сравнение с классической музыкой. Автор анализирует состав музыки, ее компоненты.

Взаимосвязь народного танца Республики Коми «шен» и французской кадрили

В данной статье проводится обзор традиционного танца «шен», бытующего в республике Коми, и французской кадрили. Рассматриваются общие черты лексических элементов и построения рисунков данных танцев.

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Театр танца как феномен хореографического искусства (на примере Севастопольского Академического театра танца имени Вадима Елизарова)

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

В данной статье рассматривается вопрос хореографической интерпретации общечеловеческих ценностей в народных танцах. Автор статьи стремилась раскрыть особенности жанров и разновидностей нескольких народных танцев мира, их отличительные черты в области...

Похожие статьи

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Песенный дискурс в общем контексте культуры

Настоящая статья посвящена исследованию песенного дискурса в общем контексте культуры. В статье рассматривается современная музыка и проводится ее сравнение с классической музыкой. Автор анализирует состав музыки, ее компоненты.

Взаимосвязь народного танца Республики Коми «шен» и французской кадрили

В данной статье проводится обзор традиционного танца «шен», бытующего в республике Коми, и французской кадрили. Рассматриваются общие черты лексических элементов и построения рисунков данных танцев.

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Театр танца как феномен хореографического искусства (на примере Севастопольского Академического театра танца имени Вадима Елизарова)

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

В данной статье рассматривается вопрос хореографической интерпретации общечеловеческих ценностей в народных танцах. Автор статьи стремилась раскрыть особенности жанров и разновидностей нескольких народных танцев мира, их отличительные черты в области...

Задать вопрос