The article considers the Genesis of leadership as a socio-psychological phenomenon. The necessary conditions for the formation and development of leadership qualities are considered.
Key words: leadership, leader, development, qualities.
Феномен лидерства достаточно противоречив, ему дано множество определений. Можно сказать, что в двадцать первом веке это понятие изучено не в полной мере. Постепенно, подходы к рассмотрению вопроса о лидерстве распространились на многие области научных исследований. Например, в сфере образования, лидерство исследуется в контексте коллектива учащихся: выдвижение на роль лидера группы, формирование лидерских качеств, необходимых для дальнейшего роста.
В психологии лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом, в частности, направлять их усилия на достижение каких-либо целей [5, с. 177].
В философии лидерство рассматривается как человеческий (субъективный фактор), который сплачивает всю группу и мотивирует её движение к определенному результату или определенным достижениям [7].
В социологической науке под лидерством, чаще всего, понимают процесс социального влияния, в котором один человек (лидер) может привлечь помощь и поддержку других (последователей) в выполнения общего задания [8].
В социальной психологии лидерство рассматривается как процесс организации и управления социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки с оптимальным эффектом, и детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями [4].
С точки зрения теории организационного поведения, лидерство– это, основанная на личностных качествах лидера способность вызывать добровольное согласие последователей по широкому кругу существующих вопросов [6].
Понятие «лидерство» достаточно многообразно, в лидерстве главными элементами являются: 1) наличие влияния; 2) владение способами руководства и управления; 3) умение воздействовать и мотивировать других.
Лидера можно рассматривать, как самого авторитетного члена группы, за которым признается преимущество в статусе и право принимать решения в значимых ситуациях [2, с. 51]. Это член группы, чей авторитет, власть и полномочия признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним [3, с. 161].
К лидерским качествам относятся: изобретательность, активность и инициативности, интеллект, высокий уровень организационных качеств, компетентность, профессионализм, образованность, знание дела и многие другие.
Таким образом, лидеры не столько руководят группой, ориентируют ее, стараются объяснить, к чему должна стремиться группа и для чего это нужно. Лидеры обязаны мотивировать последователей, вдохновлять их; лидеру важно делать все необходимое для расширения кругозора следующих за ним людей, развивать их способности, а также помогать остальным в совершенствовании навыка, брать на себя ответственность за проделанную работу и свои действия.
Процесс лидерства является достаточно противоречивым, так как желания и стремления могут не совпасть со стремлениями последователей и их желанием или готовностью принять человека на роль лидера. А значит, в определенных обстоятельствах или ситуациях возможности лидера возрастут, а при других, напротив, снизятся. Таким образом, развитие личности в роли лидера происходит в определенной степени именно под воздействием окружающих его людей.
Лидеры инициируют постановку трудных, но разрешимых задач для достижения более эффективных результатов. Лидеры обладают смелостью ставить такие задачи и искать способы их решения. Это позволяет коллективу добиваться успеха, развиваться и совершенствоваться. Таким образом, лидеры ведут последователей в будущее, не дают группе останавливаться на достигнутом.
Изучение вопроса о лидерстве подводит нас к одной из основных и наиболее интересующих проблем данного феномена, а именно, возможно ли развить в человеке его лидерские качества или сформировать в нем лидера, и если это возможно, то, как и где. Очевидно, что лидерами, все же, не рождаются, а становятся, а значит, лидерские качества можно развивать.
Не вызывает сомнения тот факт, что лидерские качества целесообразно начинать выявлять лидеров и работать с ними как можно раньше, особенно если личность проявляет себя в качестве лидера еще с раннего возраста (лидерская одаренность). Лидерские качества можно получить в процессе обучения в учреждении высшего образования, на этапе становления личности как профессионала в той или иной области, то есть, в процессе подготовки будущего специалиста к выходу на рынок труда.
Во-первых, период обучения в учреждении высшего образования (18–22 года) связан с интенсивными изменениями системы взглядов и внутренней позиции личности, существенным преобразованием системы ценностных ориентаций, принятием на себя ответственности за собственную жизнь, переоценкой отношений с людьми и изменением стратегий взаимодействия с ними, так как «образование есть непрекращающийся процесс функционирования сознания и развития интеллекта человека» [1, с. 114]. Юношеский возраст считается периодом интенсивного формирования черт характера и становления личности.
Во-вторых, специфика обучения в учреждении высшего образования с первых дней учебы связана с освоением студентами особенностей профессионального, организационного и социального взаимодействия, а также развитием специальных способностей.
В-третьих, общение и взаимодействие учащихся осуществляется во вновь организованных группах с активизированными процессами групповой динамики, что является оптимальной социально-психологической основой для развития стремления к лидированию у студентов.
Таким образом, личностные качества лидера, заложенные в человеке еще изначально, либо сформированные позже, в более взрослом возрасте, могут быть успешно развиты именно во время обучения в учреждении высшего образования. Ведь, являясь кадровым ресурсом общества, молодое поколение студентов, в большинстве своем, имеет стремление проявить себя в полной мере, а также сформировать наиболее востребованные для текущего момента социальные и профессиональные качества, которые бы понадобились при поступлении на работу, и сделали личность конкурентоспособной.
Литература:
- Балабай С. В. Прагматизм современного образования и поиск новой системы ценностей //Власть, № 4, 2013, с.111–114. Мещерякова, Е. В. Психология управлением / Е. В. Мещерякова – Минск: Вышэйшая школа, 2005. − 237 с.
- Немов, Р. С. Социальная психология: Учеб. пособие / Р. С. Немов, И.Р. Алтунина. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
- Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. — СПб.: ИГУП, 1999. − 592 с.
- Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин. Научный редактор Е. А. Кроткова, — М.: Центр, 2003. -177
- Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб.: «Питер: ЗАО «Питер бук»», 2001. — 509 с.
- Davis, K. Human Relations at Work / K. Davis. − N.Y.: McGraw-Hill, 1962. — 497 p.
- Chemers, M. M. Leadership Research and Theory: A Functional Integration / M. M. Chemers // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. − 2000. −. № 4(1). − P. 27−43.