В статье рассматривается вопрос бесплатного предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности на территории Курской области, анализируются положения Федерального и регионального законодательства, предлагается внесение изменений в отдельные положения закона Курской области.
Ключевые слова: земельный участок, фонд перераспределения, бесплатное предоставление, индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, земли сельскохозяйственного назначения.
Земельный вопрос во все времена нашей истории не терял своей актуальности. Конституция РФ в ст. 9 закрепляет, что земля, как и другие природные ресурсы, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. [1]
Бесплатное предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц на федеральном уровне регламентируется Земельным кодексом РФ. Так, ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предусматривает 11 случаев, когда на основании решения уполномоченного органа возможно бесплатное предоставление земельного участка. [2]
Согласно п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим указанные положения федерального законодательства были детализированы соответствующими законами субъектов. Например, на территории Курской области действует Закон от 21 сентября 2011 года № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области». [3]
Указанный закон устанавливает лишь случаи предоставления земельных участков льготным категориям граждан, тем самым закрепляя необходимые минимальные гарантии, являющиеся необходимой мерой поддержки от государства. К сожалению, такие участки предоставляются только для целей индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Нормы предоставления, указанные в данном законе, можно выразить в виде следующей таблицы:
Таблица 1
|
Максимальный размер (га) |
Минимальный размер (га) |
|||
Городской округ |
Сельские поселения |
Городской округ |
Сельские поселения |
||
Физ. лица |
ИЖС |
0.1 |
0.15 |
0.06 |
0.01 |
ЛПХ |
0.15 |
0.15 |
0.06 |
0.06 |
|
Курская область обладает весьма большим объемом плодородного чернозема, поэтому правильное использование земель сельскохозяйственного назначения может оказать серьезную помощь в экономическом развитии как отдельно взятых районов, так и всей области и что немаловажно, привлечь человеческий капитал.
С этой точки зрения интерес представляет доклад о состоянии земель в Курской области, в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2019 года земли сельскохозяйственного назначения составили 2274,5 тыс. га, что занимает 75 % от общей площади территории субъекта. [4]
Рис. 1
Теперь обратимся к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в п. 4 ст. 10 которого указано, что земельные участки из состава фонда перераспределения земель могут предоставляться в собственность как гражданам, так и юридическим лицам на безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. [5]
Предоставление данного права субъектам является обоснованной мерой, так как достаточно сложно предусмотреть все особенности и нюансы, связанные с земельным вопросом в каждом регионе. В случае если этим займутся законодатели на местах, это позволит более продуктивно влиять на сложившуюся ситуацию.
По мнению Д. А. Овсянникова наиболее эффективным мероприятием, которое не требует значительных финансовых вложений и направленно на формирование в короткие сроки благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, является более эффективное использование уже имеющегося фонда перераспределения земель и пополнение его за счет неиспользуемых земель, невостребованных земельных долей, за счет вовлечения в него земельных долей граждан не используемых ими и не переданных в аренду сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. [6, с. 90]
Нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения приводит к сокращению продуктивных земель, снижению их плодородия и уменьшению производства сельскохозяйственной продукции, ухудшению экологической обстановки. Последствием выхода таких земель из хозяйственного оборота является деградирование почвенного плодородия. [7, с. 4]
В Курской области фонд перераспределения земель составил 18 000 га, это означает, что право собственности на данные участки было приобретено муниципальным образованием, самим субъектом либо Российской Федерацией.
На наш взгляд, необходимо внести определенные изменения в закон «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области», взяв за основу некоторые региональные законы, в частности закон Вологодской области от 28.12.2018 г. № 4476-ОЗ «Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» так называемый «Вологодский гектар». [8]
Необходимость внесения изменений обусловлена тем, что в настоящее время в Курской области действует закон, закрепляющий только минимальные гарантии в сфере бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям. Однако есть большое количество земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются в настоящее время. Предлагаемое изменение соответствующего закона позволит рационально использовать те 18 000 га, которые находятся в фонде перераспределения земель, улучшив тем самым экономическое положение районов и самой области.
Итак, необходимо в областном законе закрепить предоставление земельных участков из фонда перераспределения земель в собственность физических и юридических лиц бесплатно, для целей сельскохозяйственного использования (кроме садоводства). Физическим лицам участки могут быть предоставлены бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства.
Условиями получения земельного участка будут являться:
1) для физических лиц — гражданство РФ, проживание на территории Курской области, дееспособность;
2) для юридических лиц — обязательная регистрация на территории РФ, а также осуществление сельскохозяйственной деятельности в качестве основного вида деятельности.
Минимальные и максимальные размеры предоставляемых участков можно представить в виде таблицы:
Таблица 2
|
Максимальный размер (га) |
Минимальный размер (га) |
|
Физ. лица |
Личное подсобное хозяйство |
2.5 |
1 |
Иные цели |
10 |
1 |
|
Юридические лица |
100 |
1 |
|
Земельные участки можно будет предоставлять лишь в тех районах области, которые войдут в перечень, со временем этот перечень можно будет корректировать. Все участки, предназначенные для бесплатного предоставления, необходимо внести в государственную информационную систему, где с помощью карты любой желающий сможет определить статус указанного участка и его расположение.
Реализация предлагаемых изменений соответствующего Закона будет способствовать: вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения; созданию необходимых условий для развития муниципальных образований области и улучшению их экономического положения; привлечению граждан на территории муниципальных образований, для осуществления сельскохозяйственного производства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. — М.: Юрист, 2018. — 64 с.
- Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]. — М.: «Издательство Элит», 2019. — 224 с.
- Закон Курской области от 21.09.2011 г. № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» // [Электронный ресурс]: Принят Курской областной Думой 15.09.2011г. Доступ из справочно-поисковой системы «Консультант Плюс».http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req.
- Доклад о состоянии и использовании земель в Курской области за 2018 год [Электронный ресурс]: Проведение государственного мониторинга земель в Курской области. Доступ https://rosreestr.ru/site/open-service.
- Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // [Электронный ресурс]: Принят Государственной Думой 26.06.2002г. Доступ из справочно-поисковой системы «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base.
- Овсянников Д. А. Проблемы неполного использования потенциала продуктивных сельскохозяйственных земель и вовлечения в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земель // Аспирант. — 2015. — № 2. — С. 90–91.
- Стариков А. С., Самарина В. П. Проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 4. — С. 1–8.
- Закон Вологодской области от 28.12.2018г. № 4476-ОЗ «Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» // [Электронный ресурс]: Принят Постановлением ЗС Вологодской области от 26.12.2018г. № 570. Доступ из справочно-поисковой системы «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req.