Целью изучения данной темы на основании учебной программы по дисциплине «Теория архитектуры» по направлению деятельности «Архитектура» послужило теоретическое становление и развитие фундаментально-теоретических знаний в области архитектуры.
Объектом исследования является «Модель структуры знаний в архитектурной деятельности» и ее составляющих, которые предполагают решения затруднений, возникающих при использовании получаемых знаний; главных задач архитектора; системно объединять, сопоставлять и структурировать полученные разрозненные знания и, основываясь на этом, найти возможность творчески подойти к поиску не стандартного, а оригинального решения.
Метод исследования заключается в тщательном изучении частей данной парадигмы (рис.1)
- Одним из разделов философии, которая, как и многие другие разделы, задает общие вопросы на тему адекватного воспроизведения реальности, как решения общей мировоззренческой проблемы, является гносеология (gnosis-знание, logos-учение) или теория познания. Преобразование природной, социальной действительности и самих людей, а также отношений между ними предполагает работу сознания, наличие идеальных планов деятельности. Таким образом, практика находится в единстве с сознанием, анализируя и дополняя ее.
- Фундаментальные законы теории архитектуры— это база для совокупности логических выводов любых теорий. Архитектурная теория подразумевает, как правило, объяснения и предсказания функционирования объектов, выявляя законы такого функционирования, в которых выражается зависимость между переменными явлениями, а также определены условия и границы, в которых действует данная зависимость, характер этой зависимости.
- Теория классических архитектурных форм имеет некую структуру, отвечающую за характеристики объекта исследования; низкий уровень абстракции; а также включает ряд общенаучных (для архитектуроведения) понятий; дает методы анализа, оценки проектной работы над зданиями (чаще всего решений их фасадов и деталей); выводит законы и закономерности; содержит историко-теоретические знания о зданиях (их вид, время возведения, стилистические особенности, конструктивные и декоративные элементы, авторы); является обобщением практики знания о существующих объектах. Как видно на схеме (рис.1), теоретическое построение архитектуры подразделяется на 4 иерархические структуры: градостроительство, архитектура зданий исооружений, ландшафтная архитектура, архитектурный дизайн.
Рис. 1 «Модель структуры знаний в архитектурной деятельности». (Выполнена на основании практического задания по дисциплине «Теория архитектуры» Малыгиным А. В.)
- Прикладные научные исследования— это исследования, направленные главным образом на применение новых знаний для достижения конкретных практических задач и решения поставленных целей на практике. В исследованиях проверяется практическая реализуемость идеи, анализируются степени потребностей, а также вероятные возможности по разработке и производству нового.
Главной задачей каждого исследовательского объединения было и по-прежнему остается обеспечение конкурентного превосходства той организационной области, в пределах которой осуществляются исследования.
- Архитектурное проектированиеявляетсянеотъемлемой частью любого строительного процесса. На этой стадии определяются и решаются важные вопросы, относительно планируемого здания или сооружения и пишется полноценный план, по которому в конечном итоге и будет возводиться объект. Выделяется несколько этапов проектирования: аналитический, концептуальный, эскизный, эстетический, документация. Архитектурное проектирование — это далеко не самый простой процесс, без которого не обойтись при разработке, а затем и возведении здания.
- Реальная материально-пространственная среда— итог градостроительной работы, разной по своей структуре и связанной с большим числом вопросов, обсуждение которых требует непосредственное вмешательство профессионалов с разных отраслей.
Составляющими формирования городской среды являются принципы целостности и неразрывности, взаимосвязи и взаимообусловленности всех ее элементов. А стороной этих взаимосвязей служит человеческая активность и заинтересованность.
Пространственная среда находится в постоянном динамичном изменении не только благодаря новым постройкам, но и за счет своего дизайна. Городская среда носит изменчивый характер, каждые 20–30 лет появляется что-то новое еще никому не известное. Традиционные формы сменяются современными технологиями.
- Очевидно, что истинность некоторых источников и доводов зависит от того, каким образом эти доводы были получены, то есть какими пользовались методами. Наука об учениях структуры, логической деятельности, методах и средствах деятельности, а также о получении новых достоверных знаний, исследований и их подтверждений получила название — методология.
Метод – это способ достижения поставленной задачи, цели, совокупность приемов практического или теоретического исследования действительности.
Методика — это правило выполнения определенных действий в последовательности для практического выполнения задачи в рамках определенного метода. Архитектор, занимаясь своим непосредственным делом, свободно пользуется методом архитектурного проектирования (творческий подход в решениях задач).
Более современными являются информационные методы (комплексный, проблемный, экспериментально лабораторный, оптимальный и т. д.), т к они больше остальных подходят под условия постоянного увеличения знаний и иных требований.
Вывод. Парадигма «Модель структуры знаний в архитектурной деятельности» довольно сложна. Исследование модели выявляет навыки: систематизирования и структурирования данных; решений главных задач; применение на практике «метода-анализа» и «метода-синтеза»; отказа от стандартного в пользу оригинального; использования каждой из составляющих парадигмы.
Также выяснилось, что парадигма достаточно динамична в связи с бурным развитием технологий, что в свою очередь изменяет и совершенствует постулаты фундаментальной теорией архитектуры. Поэтому изучение парадигмы «Модель структуры знаний в архитектурной деятельности» является неотъемлемой частью дисциплины «Теория Архитектуры».
Литература:
1. Основы науковедения архитектуры: учеб. пособие/Н. П. Овчинникова; СПбГАСУ.-СПб., 2011. ISBN 978–5-9227–0311–6
2. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учебн. пособие — М.: Архитектура-С, 2006. — 352 с.: ил. ISBN 5–9647–0097–7
3. Прикладные н. и. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/9_180960_prikladnie-nauchnie-issledovaniya.html (дата обращения 11.10.2019)
4. Современные гуманистические принципы профессии архитектор [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arh.bobrodobro.ru/27708 html (дата обращения 11.10.2019)