Применение интерактивных форм обучения на уроках второго иностранного языка (немецкого) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 612 раз

Библиографическое описание:

Радченко, М. Л. Применение интерактивных форм обучения на уроках второго иностранного языка (немецкого) / М. Л. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65305/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одним из важных периодов в жизни каждого человека является школа. Именно поэтому на школу обществом и государством возлагается серьезная роль — подготовить учащегося к самостоятельной жизни вне школы. Современность требует от нас быть готовыми к принятию самостоятельных решений, уметь активно взаимодействовать с социумом, и задача школы, в частности учителя, подготовить ученика к его будущей роли.

Однако обязательное обучение в школе нередко вызывает и отрицательные последствия. Учащиеся не всегда могут справиться с теми требованиями, которые им устанавливает школа, что является причиной возникновения комплекса неполноценности и потерей интереса к обучению. Во избежание этого, учителю необходимо постоянно стремится к повышению эффективности методов обучения. Для этого на помощь педагогу могут придти различные нестандартные формы проведения урока, включающие применение интерактивных методов обучения.

Само понятие «интерактивное обучение» подразумевает процесс обучения, построенного на взаимодействии ученика с учебной средой, которая выступает в роли области осваиваемого опыта. Суть данного обучения в том, что в учебный процесс вовлечены все учащиеся, и каждый из них вносит свой непосредственный вклад, выражает свое мнение, делиться «опытом» и знаниями. Ученик становится полноправным участником учебного процесса, а его опыт выступает в качестве основного источника учебного познания.

Мы можем выделить основные характеристики интерактивного обучения:

– Во-первых, это непосредственное взаимодействие между учителем и всей учебной группой в процессе обучения;

– Во-вторых, это общение на равных, ученики не бояться высказывать свое мнение, делиться информацией, обмениваться идеями и решениями поставленной учебной задачи;

– В-третьих, это обучение можно отнести к обучению «в режиме реальности», поскольку оно основано на реальных ситуациях, возникающих в нашей жизни.

Если мы сравним традиционные методы обучения и методы, содержащие интерактивный подход, мы можем отметить, что в последнем варианте активная роль отводится ученикам, в то время как учитель занимает скорее направляющую роль, помогая обучающимся найти верное решение и скорректировать их деятельность.

Методов интерактивного обучения существует в настоящее время довольно много. В данной статье хотелось бы привести пример пяти вариантов использования интерактивной формы обучения, которые были успешно применены на практике и по итогам обучения дали определенные позитивные результаты.

Так на уроках «Второго иностранного языка (немецкого)» учителем были использованы интерактивные формы обучения: игра «Finde das Puzzle!» («Найди паззл!»), задание «Beschreibe das Tier!» («Опиши животное!»), игра «Bingo», игра «das Ringelspiel» (Карусель»), «Чайнворд». Все задания содержали материал, который был наиболее актуален для учеников, которые недавно начали изучать немецкий язык и еще испытывают некоторые трудности, в частности осуществлять коммуникацию на иностранном (немецком) языке.

Первый вариант — игра «Finde das Puzzle» — предполагает взаимодействие учеников друг с другом. Учитель имеет направляющую роль, помогает организовать процесс обучения. Перед учениками стоит задача — найти свою половинку паззла, используя для этого вопрос «Hast du einen Ball oder ein Buch?». При данной форме обучения создается ситуация, в которой обучающиеся не боятся допустить ошибку, не боятся контактировать друг с другом, поскольку перед ними стоит четко определенная задача — отыскать свой паззл.

В данной игровой ситуации развиваются коммуникативные навыки, а также создается комфортная среда для ученика, что немало способствует изучению иностранного (немецкого) языка.

Следующее задание «Beschreibe das Tier!» также проводится в формате игры. Здесь ученикам необходимо собрать картинку, по которой и задаются вопросы. Вопросы, при этом, задает не учитель, а сами дети. Например, ученики могут использовать следующие варианты: «Welche Farbe hat dein Tier?», «Was für Augen hat es?», «Hat es ein langes Fell oder eine kurze?», «Was isst es gerne?», «Hat es große Ohren?». Все это способствует развитию мыслительного процесса, памяти, мышлении, а также активизации изученной на уроках лексики. Ну и положительным моментом будет являться чувство успеха, которое формируется у ребенка в процессе успешно выстроенного диалога «вопрос-ответ».

Игровое задание «das Ringelspiel» — одна из любимых форм обучающихся проведения урока иностранного языка. Правила такие: формируется два круга, внешний и внутренний. Ученики, которые занимают «внутреннюю сторону», находятся в неподвижном состоянии, в то время как «внешний круг» перемещается в сторону по кругу. В данном задании предполагается отработка лексики по теме «Знакомство. Этикет». Обучающиеся двигаются по круг. Их задача — задавать вопрос тому ученику, напротив которого он находится. Поскольку постоянно происходит динамичное движение, ученики попадают в ситуацию спонтанного разговора, при котором им необходимо отвечать на поставленный вопрос, используя уже изученные ЛЕ. В данной игре развиваются коммуникативные навыки, формируется чувство «отсутствия барьера» при неожиданном разговоре. Вопросы, задаваемые учениками друг другу, могут быть различные, например: «Hallo, wie heißt du?», «Können Sie mir den Weg sagen?», «Wie alt bist du und wo kommst du her?», «Können Sie mir sagen, mit welchem Bus ich zur Universität fahren kann?» usw.

Еще одно интересное задание, направленное на активизацию мыслительного процесса обучающихся — «Чайнворд». Принцип данной игры заключается в том, что ученик называет любое слово (ранее изученное в рамках школьной программы), а другой ученик называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова. Например: haben-Notizbuch-Hund-Deutschland usw. Данный метод не только позволит вспомнить изученные ЛЕ в спонтанной ситуации, но и позволит организовать групповую работу, в которой ученики могут помогать друг другу, участь работать в команде.

Игровое задание «Bingo» — представляет собой командную игру, в которой могут участвовать все ученики класса. Правила следующие: дети должны услышать названия животного/предмета и накрыть его фишкой. Основным принципом является то, что работа происходит в группе. Если ребенок не разобрал слово, он должен попросить: «Übersetze, bitte!» (Переведите). При этом все участники игры должны быть готовы оказать свою помощь. Эта игра мотивирует не только на успех, она также способствует формированию у детей мотивации знать и узнавать больше, быть внимательней на уроках, чтобы не пропустить необходимую информацию. Также игра способствует формированию благоприятной атмосферы в группе, формированию коммуникативных навыков, а также позитивного настроя, необходимого для дальнейшего изучения иностранного языка.

Таким образом, перечисленные интерактивные методы отлично дополняют и помогают разнообразить традиционный урок иностранного языка. У детей формируется интерес и мотивация к дальнейшему изучению ИЯ.

Подводя итог, может отметить, что одной из главных целей интерактивного обучения является целостное развитие личности обучающихся. Средством этого развития выступает самостоятельная и мыслительная деятельность. Задача же учителя — создать условия для осуществления этой деятельности, и интерактивные формы обучения выступают отличным помощников для решения поставленной перед учителем задачи.

Литература:

  1. Алексеенко О. Н. Использование интерактивных методов на профильно-ориентированных занятиях по иностранному языку // Режим доступа: http://festival.1september.ru
  2. Гальская Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. Аркти-Глосса. — М., 2000.
  3. Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Режим доступа: http://cyberleninka.ru
  4. Шавкиева Д. Ш., Абдукадырова Н. А., Камалова Д. К. Применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам // Молодой ученый, 2014. — № 10. — С. 450–451.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, иностранный язык, игра, интерактивная форма обучения, интерактивное обучение, процесс обучения, дальнейшее изучение, игровое задание, направляющая роль, учебный процесс.


Похожие статьи

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Применение образовательных инноваций на уроках иностранного языка

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Похожие статьи

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Применение образовательных инноваций на уроках иностранного языка

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Задать вопрос