В статье проанализирована правовая природа инвестиционных соглашений (договоров). Рассмотрены преимущества заключения и исполнения отдельных видов инвестиционных соглашений, таких как соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения.
Ключевые слова: инвестиционные соглашения, соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения.
Необходимо отметить определяющее значение так называемых инвестиционных соглашений с точки зрения развития инвестиционной деятельности. Следует также обратить внимание на то, что на доктринальном уровне не сформировался единый подход к трактовке правовой природы данных соглашений.
Анализ научных публикаций, посвященных указанной договорной конструкции, позволяет выделить следующие ключевые подходы. Согласно первому, поддерживаемому С. А. Сосной, Н. Г. Дорониной, А. Г. Богатыревым, отношения, составляющие предмет регулирования указанных соглашений, являются гражданско-правовыми [1].
Следующий подход предполагает административно-правовую сущность данных соглашений [2].
Наконец, существует и трактовка отношений, регулируемых инвестиционными соглашениями, в качестве смешанных, включающих элементы, присущие как публично-правовым, так и гражданско-правовым отношениям [3].
Дискуссионный характер понимания правовой сущности анализируемых соглашений обусловлен тем, что правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, носят комплексный характер. «С одной стороны, лица, участвующие в инвестиционном соглашении, являются равными субъектами, опирающимися на свободу собственного волеизъявления при заключении договора, что делает их равными субъектами при заключении соответствующего договора. С другой же стороны, в процессе реализации инвестиционного соглашения не могут не учитываться ограничения публичного характера, устанавливаемые государством с целью контроля за процессом инвестирования со стороны инвестора» [4].
Также требуется отметить, что фактором, обуславливающим дискуссионность правовой природы анализируемых соглашений, выступает не вполне однозначная нормативная регламентация процессов, связанных с инвестированием.
На основе анализа нормативных положений следует сделать вывод, что присущие данным соглашениям элементы могут быть составной частью многообразных правовых конструкций.
При этом полностью исключить риски, возникающие при осуществлении инвестирования не представляется возможным, в силу того, что вложение средств производится в какой-либо вид предпинимательской деятельности характерной чертой, которой является наличие риска в той или иной степени.
Учитывая данное обстоятельство целесообразно искать именно пути снижения инвестиционных рисков. В том числе необходимо законодательно закрепить механизмы, позволяющие обеспечить минимизацию рисков, возникающих при осуществлении инвестиционной деятельности.
Дефиницию инвестиционного соглашения представляется возможным сформулировать в следующем виде. Инвестиционное соглашение представляет собой договор, который заключается между двумя и более лицами и определяет порядок осуществления инвестирования, предоставляемых инвестором материальных и иных нематериальных ресурсов и получения прибыли от данной деятельности, а также устанавливает гарантии, предоставляемые инвестору.
Соответствующую дефиницию видится необходимым зафиксировать в Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5], в статье 1.
В качестве примера инвестиционных соглашений рассмотрим соглашение о разделе продукции (СРП).
Данная форма договора является привлекательной как с точки зрения субъекта инвестиционной деятельности, осуществляющего капитальные вложения, так и с точки зрения государства. В этой связи СРП представляют собой эффективное средство организации партнерства между государством и представителями частного бизнеса.
Видится необходимым дать более подробную характеристику СРП в качестве разновидности инвестиционных соглашений. СРП «является договором, согласно которому субъект предпринимательской деятельности, выступающий в качестве инвестора, получает от государства (Российской Федерации) исключительные права на проведение поиска минерального сырья, его разведки и добычи на предусматриваемом соглашением участке недр, и на осуществление работ, которые связаны с вышеуказанными, на условиях взаимного предоставления и на предусмотренный срок, и принимает обязательство по выполнению данных работ на свой риск и за свой счет» [6].
СРП следует расценивать в качестве одного из существующих в Российской Федерации правовых институтов пользования недрами [7].
Профильным законодательным актом, регламентирующим заключение данных соглашений, выступает Федеральный закон от 30.12. 1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
В СРП определяется комплекс условий, относящихся к пользованию недрами. В частности, в данных соглашениях предусматривается порядок, согласно которому произведенная в рамках соглашений продукция подлежит разделу между сторонами, а также условия подобного раздела.
Способы раздела продукции, устанавливаемые названным законом, могут быть охарактеризованы следующим образом.
Отличительной чертой такого способа раздела продукции, как прямой раздел является отсутствие этапа, в рамках которого определяется продукция, являющаяся компенсационной. На уровне соглашения определяется удельный вес долей продукции, которые приходятся на каждого из участников. При этом нормативно определенный максимальный удельный вес доли инвестора не может составлять более шестидесяти восьми процентов.
Второй способ предусматривает исключительно раздел продукции, которая является прибыльной. В состав данной категории продукции входит продукция, остающаяся после того, как инвестор получает продукцию, являющуюся компенсационной (т. е. продукцией, которая компенсирует, возмещает предусмотренные соглашением и определяемые согласно гл. 26.4 НК РФ затраты инвестора). Удельный вес компенсационной продукции не должен быть более 75 % общего объема добытой, произведенной продукции. Удельный вес компенсационной продукции, местом добычи которой является континентальный шельф, не может быть более 90 % общего объема продукции. Указанные ограничения также предусмотрены федеральным законом.
Компенсационная продукция служит средством возмещения ряда налогов и сборов — платы за негативное воздействие, НДС, акцизов, взносов в социальные фонды, земельного налога, платежей за пользование природными ресурсами, земельного налога, платы за пользование водными объектами, таможенных сборов, госпошлины.
Последний из указанных способов является привлекательным для инвесторов, что следует из пропорций раздела продукции, т. к. раздел производиться в отношении четверти и десятой части продукции.
Преимущества для инвестора в случае деятельности в соответствии с СРП не вызывают сомнений. Однако СРП не являются средством полного исключения рисков. Право собственности в отношении недр к инвестору не переходит, а государство обладает эффективными инструментами воздействия на отношения, существующие по данным соглашениям. Анализ сущности данных соглашений не позволяет сомневаться в их публично-правовом характере.
Помимо ранее рассмотренных соглашений видится необходимым охарактеризовать концессионные соглашения, выступающие в качестве одной из форм, привлечения средств для капитальных вложений.
В доктрине ведется оживленное обсуждение правовой сущности данной разновидности инвестиционных соглашений. Дискуссия ведется вокруг вопроса, относятся ли данные соглашения к гражданско-правовым договорам, или они регламентированы публичным правом. Специалисты преимущественно усматривают гражданско-правовой характер концессионных соглашений. В то же время признается наличие в данных соглашений публично-правовой составляющей.
Регламентация концессионных соглашений обеспечивается положениями профильного Федерального Закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [8]. Сущность концессионного соглашения может быть охарактеризована следующим образом — концессионером по данному соглашению принимается обязанность по созданию (реконструкции) объекта недвижимости, либо реконструкции подобного объекта, составляющего объект соглашения, собственником которого является либо будет являться концедент, и далее осуществлять деятельность, используя указанный объект, тогда как концедентом принимается обязанность по предоставлению для концессионера на предусматриваемый соглашением срок прав владеть, пользоваться объектом, чтобы осуществлять вышеуказанную деятельность. Концессионное соглашение представляет собой договор, включающий составляющие различных договоров, регулируемых действующим законодательством. Отношения между сторонами соглашения регламентированы соответствующим гражданско-правовыми нормами о договорах, из элементов которых сконструировано концессионное соглашение (если иного не предусматривает ФЗ № 115-ФЗ или иное не следует из сущности соглашения).
На стороне концедента, в соответствии с названным законом, действует Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципалитет, исходя из того, в чьей собственности находится подлежащий реконструкции объект недвижимого имущества, или кто будет являться собственником объекта недвижимости, который создаст концессионер.
На стороне концессионера в концессионном соглашении может выступать лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, юридическое лицо — отечественное или зарубежное, либо минимум два юрлица, которые действуют согласно договору о совместной деятельности (договору простого товарищества).
Для отбора концессионера проводится конкурс. В случае признания конкурса в качестве несостоявшегося возможно заключение концессионного соглашения с единственным его участником, которым были представлены предложения, соответствующие конкурсным критериям.
Концессионер осуществляет капитальные вложения в объекты собственности государства, муниципалитетов, представленные различными объектами недвижимости, поименованными в законе (объектами, относящимися к коммунальной инфраструктуре, автодорогами, речными и морскими портами, объектами трубопроводного, железнодорожного транспорта). В связи с тем, что объект недвижимости, созданный концессионером, не является его собственностью, в процессе эксплуатации соответствующего объекта концессионер обладает статусом пользователя.
Объект осуществляемой концессионером инвестиционной деятельности представлен в виде права на использование являющегося собственностью государства имущества. Право концессионера, включающее правомочия владения и пользования соответствующим объектом, должно быть зарегистрировано в качестве обременяющего собственность концедента. Процедуры госрегистрации права собственности концедента на объект недвижимого имущества, созданный концессионером в рамках концессионного соглашения, и право владеть и пользоваться данным объектом, приобретаемое концессионером по концессионному соглашению, осуществляются одновременно.
В концессионных соглашениях определяется объем средств, которые концессионер вносит на протяжении периода, в течение которого используется объект, являющейся собственностью концедента. В соответствии с общими правилами осуществления капитальных вложений, при которых пользователь перечисляет средства инвестору за пользование объектом. В концессионных соглашениях инвестор после создания объекта недвижимого имущества, право собственности на который приобретает концедент, является в отношениях с последним пользователем. Формы определения платы за пользование принадлежащим концеденту имуществом могут быть многообразны. Так, они могут составлять долю от доходов, которые концессионер получает, осуществляя хозяйственное эксплуатирование принадлежащего концеденту имущества.
Концессионер в процессе использования соответствующего имущества, выступает в роли предпринимателя, получает доходы, реализуя услуги, работы, товары, которые производит в процессе эксплуатации принадлежащего концеденту имущества.
Продолжительность срока, на который осуществляется заключение концессионного соглашения, определяется исходя из продолжительности периода окупаемости инвестпроекта.
Исследование положений законодательства позволяет отметить перспективность использования концессионных соглашений в качестве формы, в которой осуществляется привлечение инвестиций. Закон, определяя единую конструкцию концессии, предполагающую принятие концессионером обязанности осуществления капитальных вложений в инфраструктурный объект, которая сочетается с обязанностью публично-правового образования, выступающего на стороне концедента, сформировать условия для осуществления соответствующего проекта, выступает в качестве одного из нормативно-правовых оснований реализации проектов в соответствии с государственно-частным партнерством [9]. Данная правовая модель может иметь существенное значение с точки зрения развития социально-экономических сфер, которые в общем случае не являются привлекательными для частного капитала (к примеру, в сфере ЖКХ).
Литература:
- Богатырев А. Г. Инвестиционное право.- М.: Российское право, 1992.; Сосна С. А. Концессионные договоры с иностранными инвесторами // Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. — М., 1995.; Международное частное право / под ред. Н. И. Марышевой. — М., 2000. (автор главы — Н. Г. Доронина); Вознесенская H. H. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. — М., 2001.; Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. — М., 2003.
- Мозолин В. П. Право США и экспансия американских корпораций. М., 1974.
- Асосков A. B. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003.
- Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 2. — 4-е изд., перераб. и доп. (под ред.В. Ф. Попондопуло). — М.- 2009.-
- Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 (в ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. — 1999.-№ 9.-Ст. 1096.
- Федеральный закон от 30.12. 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 27.06.2018)// Собрание законодательства РФ. — 1996.-№ 1.-Ст. 18
- Йоханес Рат. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. — М., 2008.
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях» // СЗ РФ. — 2005. — № 30 (ч. II). — Ст. 3126.
- Родин A. A. Концессионные соглашения и их влияние на возможности реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере коммунальной инфраструктуры: последние изменения законодательства Российской Федерации// Право и экономика. — 2010 — № 10.