Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Никулина, Н. В. Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы / Н. В. Никулина, О. В. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65311/ (дата обращения: 16.11.2024).



Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана внеурочной деятельности.

Ключевые слова: образовательная модель, инженерный класс, учебный план, план внеурочной деятельности.

Решая важные задачи, поставленные Президентом РФ В. В. Путиным перед системой образования в 2018 году [1], образовательные организации в настоящее время находятся в активном поиске эффективных направлений и механизмов развития. Какие современные методы обучения и воспитания обеспечат новые результаты? Как максимально вовлечь обучающихся в образовательную деятельность и заинтересовать их? Эти и другие вопросы находятся сегодня в фокусе внимания педагогов и руководителей школ.

В ответ на вызовы времени и с целью решения актуальных проблем в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги разработана и реализуется Программа развития «Школа-лаборатория 2020». В 2017/2018 учебном году школа начала функционировать в двух строениях — историческом и новом. В контингент обучающихся влились 1600 детей, а в коллектив педагогов — 90 учителей и специалистов. В этот период обострились проблемы, связанные с формированием коллективов, крайне низкими учебными результатами, недостаточным профессионализмом педагогов. Поэтому ключевой целью Программы развития стало создание условий для развития интеллектуального, нравственного потенциала личности обучающихся и их профессионального самоопределения, для интенсивного максимального развития профессионального потенциала педагогов. Одним из важных направлений программы является реализация в школе различных образовательных моделей.

Рассматривая теоретические аспекты и практики педагогического моделирования, С. И. Дорошенко указывает на неоднозначность определения, широту и многоуровневость представлений о современных моделях школьного образования [2]. Вместе с тем, вполне обоснованным представляется вывод о важной роли многообразия таких моделей как источника педагогического творчества, гарантии индивидуализации с учетом личностных образовательных потребностей, фактора развития современной школы [2, с. 5].

Под образовательной моделью мы понимаем «образовательную систему, включающую в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения» [3, с. 94]. В настоящее время в школе разработаны и реализуются три образовательные модели — «Пушкинский класс», «Кадетский дипломатический класс» и «Инженерный класс». В основе каждой из них лежит определенная ключевая идея, цель, на достижение которой направлена совместная системная деятельность классного руководителя и учителей-предметников. Эта общая единая цель является системообразующей для урочной и внеурочной деятельности, а также для дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в данных классах [4, с. 23]. В качестве примера рассмотрим подходы к формированию учебного плана и плана внеурочной деятельности Инженерного класса.

Ведущим принципом построения учебного плана класса, реализующего ту или иную образовательную модель, является сочетание традиционных подходов в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования [5] и широких возможностей образовательной организации в части разработки собственной ООП. Образовательная модель «Инженерный класс» в 2019 году реализуется в 5, 7, 8 и 9 классах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги. Ключевой идеей здесь является воспитание будущих инженеров на основе формирования инновационного мышления, развития технологических и проектных компетенций. Для достижения этой общей цели педагогический коллектив выполнил большую подготовительную работу по обновлению содержания образования. Так, учителями математики и информатики разработаны учебные модули по моделированию в среде КОМПАС-3D, учителями физики — расширенные программы физического практикума. Учителя иностранного языка разработали специальные тематические краткосрочные учебные модули: «Космическое путешествие» (5–6 класс), «Современные технологии» (7 класс), «История изобретений» (8 класс), «Человек и техника» (9 класс). Учителя других школьных предметов — истории, биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности и других — пересмотрели содержание своих рабочих программ с точки зрения максимального включения вопросов и тем, связанных с использованием современных технологий, историей инженерной мысли. Решено было также максимально использовать в данных классах возможности программы по развитию финансовой грамотности.

При построении годового учебного плана произведено перераспределение учебных часов на изучение отдельных предметов. Например, в 7 классе сокращено количество часов на изучение музыки и изобразительного искусства, а в 8 классе — обществознания, изобразительного искусства, технологии, ОБЖ. Это позволило высвободить учебные часы для освоения программ различных элективных предметов и курсов (табл. 1). При этом программа по каждому учебному предмету выполняется в полном объеме, то есть сокращения содержания образования не происходит.

Таблица 1

Годовой учебный план на уровне основного общего образования на 2019/2020 учебный год (фрагмент)

Учебные предметы

7 класс

7 класс Инженерный

8 класс

8 класс Инженерный

Русский язык

170

170

136

136

Литература

68

68

68

68

Иностранный язык

102

102

102

102

Алгебра

136

102

136

102

Геометрия

68

68

68

68

Информатика

34

34

34

34

История России

34

34

34

34

Всеобщая история

34

34

34

34

Обществознание

34

34

34

27

География

68

68

68

68

Физика

в т. ч. «Физический практикум»

68

68

10

102

68

Биология

68

68

68

68

Химия

68

68

Музыка

34

26

Изобразительное искусство

34

25

34

25

Технология

68

34

34

25

Физическая культура

68

68

68

68

Основы безопасности жизнедеятельности

34

25

3D-моделирование. КОМПАС-3D

17

34

Математика (углубление)

34

34

Физика (углубление)

34

Основы финансовой грамотности

17

Черчение

17

ИТОГО

1088

1088

1122

1122

Максимально допустимая нагрузка по СанПиН

1088

1088

1122

1122

Задачи образовательной модели «Инженерный класс» решаются через еще один механизм — план внеурочной деятельности. Обучающиеся классов осваивают программы курсов «Программирование», «Роботехника», «Деловой английский», с удовольствием участвуют в разнообразных внеурочных мероприятиях инженерной и технологической направленности, в том числе в организациях-партнерах (детский технопарк «Кванториум» и др.).

Важной частью реализации любой образовательной модели является анализ ее результативности. В качестве ключевых критериев мы рассматриваем академическую успешность обучающихся, активность их участия в конкурсах и олимпиадах физико-математической и технологической направленности, развитие навыков и компетенций XXI века у обучающихся, удовлетворенность обучающихся и родителей образовательной деятельностью школы. Предстоит большая работа по анализу и оценке результатов, однако уже сегодня очевидны положительные эффекты — ребята мотивированы на саморазвитие, понимают значимость инженерно-технических профессий, а главное — с удовольствием учатся.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный источник] / http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 02.12.2019).
  2. Дорошенко, С. И. Современные модели школьного образования: учеб. пособие / С. И. Дорошенко, Ю. И. Дорошенко; Владим. го. ун-т им. А.Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. — 124 с.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Academia, 2005. — С. 94.
  4. МАСТЕРскаЯ педагогического УСПЕХа «Знание_опыт_открытие»: методический альманах / ред. кол. А. М. Ковалев, Н. В. Никулина, Н. В. Лунева; под ред. Е. С. Черновой. — Вып. 1. — Калуга: Издатель Захаров С. И. («СерНа»), 2019. — 94 с.
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) [Электронный источник] / https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 04.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная модель, внеурочная деятельность, класс, изобразительное искусство, учебный план, годовой учебный план, Инженерный класс, иностранный язык, ключевая идея, общеобразовательная школа.


Похожие статьи

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе

В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Использование результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений по повышению эффективности работы школы в рамках реализации ФГОС

В статье автор анализирует внешние и внутренние процедуры оценки деятельности образовательной организации

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Похожие статьи

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе

В статье рассмотрен алгоритм, по которому могут развиваться методологические и практические приемы с учетом новых образовательных стандартов в современной высшей школе.

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Использование результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений по повышению эффективности работы школы в рамках реализации ФГОС

В статье автор анализирует внешние и внутренние процедуры оценки деятельности образовательной организации

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Задать вопрос