Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана внеурочной деятельности.
Ключевые слова: образовательная модель, инженерный класс, учебный план, план внеурочной деятельности.
Решая важные задачи, поставленные Президентом РФ В. В. Путиным перед системой образования в 2018 году [1], образовательные организации в настоящее время находятся в активном поиске эффективных направлений и механизмов развития. Какие современные методы обучения и воспитания обеспечат новые результаты? Как максимально вовлечь обучающихся в образовательную деятельность и заинтересовать их? Эти и другие вопросы находятся сегодня в фокусе внимания педагогов и руководителей школ.
В ответ на вызовы времени и с целью решения актуальных проблем в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги разработана и реализуется Программа развития «Школа-лаборатория 2020». В 2017/2018 учебном году школа начала функционировать в двух строениях — историческом и новом. В контингент обучающихся влились 1600 детей, а в коллектив педагогов — 90 учителей и специалистов. В этот период обострились проблемы, связанные с формированием коллективов, крайне низкими учебными результатами, недостаточным профессионализмом педагогов. Поэтому ключевой целью Программы развития стало создание условий для развития интеллектуального, нравственного потенциала личности обучающихся и их профессионального самоопределения, для интенсивного максимального развития профессионального потенциала педагогов. Одним из важных направлений программы является реализация в школе различных образовательных моделей.
Рассматривая теоретические аспекты и практики педагогического моделирования, С. И. Дорошенко указывает на неоднозначность определения, широту и многоуровневость представлений о современных моделях школьного образования [2]. Вместе с тем, вполне обоснованным представляется вывод о важной роли многообразия таких моделей как источника педагогического творчества, гарантии индивидуализации с учетом личностных образовательных потребностей, фактора развития современной школы [2, с. 5].
Под образовательной моделью мы понимаем «образовательную систему, включающую в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения» [3, с. 94]. В настоящее время в школе разработаны и реализуются три образовательные модели — «Пушкинский класс», «Кадетский дипломатический класс» и «Инженерный класс». В основе каждой из них лежит определенная ключевая идея, цель, на достижение которой направлена совместная системная деятельность классного руководителя и учителей-предметников. Эта общая единая цель является системообразующей для урочной и внеурочной деятельности, а также для дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в данных классах [4, с. 23]. В качестве примера рассмотрим подходы к формированию учебного плана и плана внеурочной деятельности Инженерного класса.
Ведущим принципом построения учебного плана класса, реализующего ту или иную образовательную модель, является сочетание традиционных подходов в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования [5] и широких возможностей образовательной организации в части разработки собственной ООП. Образовательная модель «Инженерный класс» в 2019 году реализуется в 5, 7, 8 и 9 классах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги. Ключевой идеей здесь является воспитание будущих инженеров на основе формирования инновационного мышления, развития технологических и проектных компетенций. Для достижения этой общей цели педагогический коллектив выполнил большую подготовительную работу по обновлению содержания образования. Так, учителями математики и информатики разработаны учебные модули по моделированию в среде КОМПАС-3D, учителями физики — расширенные программы физического практикума. Учителя иностранного языка разработали специальные тематические краткосрочные учебные модули: «Космическое путешествие» (5–6 класс), «Современные технологии» (7 класс), «История изобретений» (8 класс), «Человек и техника» (9 класс). Учителя других школьных предметов — истории, биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности и других — пересмотрели содержание своих рабочих программ с точки зрения максимального включения вопросов и тем, связанных с использованием современных технологий, историей инженерной мысли. Решено было также максимально использовать в данных классах возможности программы по развитию финансовой грамотности.
При построении годового учебного плана произведено перераспределение учебных часов на изучение отдельных предметов. Например, в 7 классе сокращено количество часов на изучение музыки и изобразительного искусства, а в 8 классе — обществознания, изобразительного искусства, технологии, ОБЖ. Это позволило высвободить учебные часы для освоения программ различных элективных предметов и курсов (табл. 1). При этом программа по каждому учебному предмету выполняется в полном объеме, то есть сокращения содержания образования не происходит.
Таблица 1
Годовой учебный план на уровне основного общего образования на 2019/2020 учебный год (фрагмент)
Учебные предметы |
7 класс |
7 класс Инженерный |
8 класс |
8 класс Инженерный |
Русский язык |
170 |
170 |
136 |
136 |
Литература |
68 |
68 |
68 |
68 |
Иностранный язык |
102 |
102 |
102 |
102 |
Алгебра |
136 |
102 |
136 |
102 |
Геометрия |
68 |
68 |
68 |
68 |
Информатика |
34 |
34 |
34 |
34 |
История России |
34 |
34 |
34 |
34 |
Всеобщая история |
34 |
34 |
34 |
34 |
Обществознание |
34 |
34 |
34 |
27 |
География |
68 |
68 |
68 |
68 |
Физика в т. ч. «Физический практикум» |
68 |
68 10 |
102 |
68 |
Биология |
68 |
68 |
68 |
68 |
Химия |
– |
— |
68 |
68 |
Музыка |
34 |
26 |
– |
— |
Изобразительное искусство |
34 |
25 |
34 |
25 |
Технология |
68 |
34 |
34 |
25 |
Физическая культура |
68 |
68 |
68 |
68 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
– |
— |
34 |
25 |
3D-моделирование. КОМПАС-3D |
– |
17 |
– |
34 |
Математика (углубление) |
– |
34 |
– |
34 |
Физика (углубление) |
– |
— |
– |
34 |
Основы финансовой грамотности |
– |
17 |
– |
— |
Черчение |
– |
17 |
– |
— |
ИТОГО |
1088 |
1088 |
1122 |
1122 |
Максимально допустимая нагрузка по СанПиН |
1088 |
1088 |
1122 |
1122 |
Задачи образовательной модели «Инженерный класс» решаются через еще один механизм — план внеурочной деятельности. Обучающиеся классов осваивают программы курсов «Программирование», «Роботехника», «Деловой английский», с удовольствием участвуют в разнообразных внеурочных мероприятиях инженерной и технологической направленности, в том числе в организациях-партнерах (детский технопарк «Кванториум» и др.).
Важной частью реализации любой образовательной модели является анализ ее результативности. В качестве ключевых критериев мы рассматриваем академическую успешность обучающихся, активность их участия в конкурсах и олимпиадах физико-математической и технологической направленности, развитие навыков и компетенций XXI века у обучающихся, удовлетворенность обучающихся и родителей образовательной деятельностью школы. Предстоит большая работа по анализу и оценке результатов, однако уже сегодня очевидны положительные эффекты — ребята мотивированы на саморазвитие, понимают значимость инженерно-технических профессий, а главное — с удовольствием учатся.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный источник] / http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 02.12.2019).
- Дорошенко, С. И. Современные модели школьного образования: учеб. пособие / С. И. Дорошенко, Ю. И. Дорошенко; Владим. го. ун-т им. А.Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. — 124 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Academia, 2005. — С. 94.
- МАСТЕРскаЯ педагогического УСПЕХа «Знание_опыт_открытие»: методический альманах / ред. кол. А. М. Ковалев, Н. В. Никулина, Н. В. Лунева; под ред. Е. С. Черновой. — Вып. 1. — Калуга: Издатель Захаров С. И. («СерНа»), 2019. — 94 с.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) [Электронный источник] / https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 04.12.2019).