В статье рассматриваетсяантикризисное управление предприятием, выделяется ряд факторов, которые обусловливают выбор соответствующей антикризисной стратегии. Делается вывод о том, что в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры, предприятию целесообразно иметь набор превентивных мер, которые позволяют предупредить кризис или смягчить его, мобилизуя все внутренние резервы выхода из кризисного состояния.
Ключевые слова: антикризисное управление, стратегия антикризисного управления, финансово-экономическая деятельность, кризисное состояние, кризис, антикризисные меры.
Теория и практика антикризисного управления субъектами экономической деятельности приобретает особое значение в условиях нестабильного развития экономики. Отечественные предприятия функционируют в сложных социально-экономических условиях, в турбулентности и динамичности окружающей среды. При данных обстоятельств возникают факторы внешнего и внутреннего характера, дестабилизирующих операционную и финансовую деятельность субъектов экономической деятельности.
Современные тенденции развития отечественных субъектов экономической деятельности свидетельствуют о необходимости повышения их финансовой стабильности. Главным условием обеспечение устойчивости является разработка и внедрение антикризисных стратегий развития предприятий, обеспечивающих прогнозирование, предупреждение, преодоления кризиса и одновременно позволяют удерживать стабильное функционирование организаций [1, с.55–57].
Антикризисное управление предприятием является экономической категорией, которая характеризует финансово-хозяйственные процессы на микроэкономическом уровне и направлена на применение мер по оздоровлению экономического состояния предприятия.
Антикризисное управление основывается на общих принципах и методах, которые присущи управленческим процессам. Главной целью антикризисного управления является обеспечение устойчивого экономического состояния в результате своевременного реагирования на изменения, вызванные внешней средой (экономические, политические, социальные, международные метаморфозы) из-за введения в действие антикризисных инструментов, позволяющих устранить временные затруднения на предприятии и преодолеть симптомы банкротства.
Различают: стратегический кризис (кризис стратегий), при котором потенциал предприятия оказывается подорванным или разрушенным и нет возможности создать новый; кризис результатов (оперативный кризис), когда предприятие несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса; кризис ликвидности — растущие убытки грозят потерей платежеспособности. Наиболее опасным для предприятия является именно стратегический кризис.
Особенностями, которые отличают антикризисную стратегию от других видов стратегий, являются [2, с.148–150]:
1) необходимость учета силы и характера влияния внешней среды, которая постоянно меняется;
2) исчерпание потенциала имеющихся технологий производственного и управленческого характера;
3) дефицит ресурсов;
4) ограниченность сроков разработки и внедрения;
5) необходимость учета стадии жизненного цикла предприятия.
Таким образом, эффективная стратегия антикризисного управления определяет действия, с помощью которых предприятие будет в состоянии восстановить динамическую устойчивость в условиях изменений внешней среды.
Стратегическое антикризисное управление должно носить системный характер и позволять реализовывать как активную, так и пассивную адаптацию к турбулентности внешней среды.
Учитывая вышесказанное, можно выделить ряд факторов, которые обусловливают выбор соответствующей антикризисной стратегии [3, с.170–172]:
1) идентификация степени проявления кризисного состояния;
2) сила и направление воздействия внешней среды;
3) стратегические возможности предприятия, учитывая состояние существующих производственных и управленческих ресурсов и возможностей рынка;
4) несоответствие существующей организационной и корпоративной структуры социально-экономической системы связям с контрагентами внешней среды.
Стабильное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции на неблагоприятный фактор (угрозу) в состоянии хозяйствующего субъекта. С этой целью целесообразно иметь набор превентивных мер, которые позволяют предупредить кризис или смягчить его, мобилизуя все внутренние резервы выхода из кризисного состояния.
В указанном направлении особую роль играет антисипативная (опережающая) концепция антикризисного управления. Она направлена на раннее предупреждение и реагирование на финансовый кризис в деятельности предприятия, призвана обеспечивать комплексное выявление, анализ, решение и прогнозирования проблем для принятия опережающих управленческих решений по достижению тактических и стратегических целей [3, с. 171].
Предприятие ООО «Хлебница» занимается производством хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения. Предприятие является достаточно молодым и осуществляет свою деятельность на рынке хлеба и мучных кондитерских изделий Архангельска более 3,5 лет. В ООО «Хлебница» трудятся более 30 человек. С каждым годом желающих работать в ООО «Хлебница» все больше и больше.
За время своей деятельности предприятие успело добиться определенных успехов. На протяжении первого года своей жизни 2016 года предприятие получило выручку в размере 0,6 млн. руб. Следующий год был более эффективным, и выручка увечилась на 2,0 млн. достигнув 2,6 млн. руб., т. е. прирост составил 333 %, с 2017 на 2018 год выручка увеличилась на 20 %. Таким образом, видно, что предприятие эффективно осуществляет свою деятельность. Однако, в условиях неопределённости и турбулентности внешней среды у предприятия ООО «Хлебница» должна быть разработана антикризисная стратегия для того, чтобы в быстрые сроки среагировать и остаться на плаву [4].
Разработка антикризисной стратегии для ООО «Хлебница» должна строиться на принципах, определенных особенностями стратегического планирования с учетом изменения условий хозяйствования и критериев эффективной деятельности. Главным целевым ориентиром в этих условиях должен стать поиск направлений роста объемов реализации в натуральных показателях или их содержание на неизменном уровне. Основной проблемой в этих условиях выступает ограниченность денежных средств на маркетинговые мероприятия и продвижения товаров. Одними из главных задач в антикризисном управлении для ООО «Хлебница» является содержание финансовых показателей на уровне, который не является критическим для предприятия, обеспечение текущих потребностей предприятия в финансировании, деловых связях, то есть несмотря на ухудшение ситуации необходимо пытаться удержать конкурентные преимущества и рыночные позиции, что обеспечит более быстрый выход предприятия из кризисного состояния.
Таким образом, в условиях кризиса антикризисная стратегия развития предприятия занимает ключевое место в антикризисном управлении. При условии формирования и использования направлений стратегии антикризисного управления осуществляется преодоления негативных последствий в экономическом положении предприятия и решается проблема предотвращения банкротства.
Использование стратегического антикризисного управления в ООО «Хлебница» дает возможность учитывать те факторы внутренней и внешней среды, которые оказывают на ООО «Хлебница» наибольшее влияние, заранее диагностировать возможность наступления кризисной ситуации и формировать антикризисную стратегию как инструмент дальнейшего выживания и развития.
Литература:
- Алексашкина Е. И., Василёнок В. Л., Негреева В. В. Антикризисное управление на предприятии. — СПб.: Университет ИТМО, 2015–92 с
- Ряховский Д., Акулова Н. // Современные инструменты реализации антикризисных стратегий на предприятиях. Проблемы современной экономики. № 1 (49). 2017.
- Гусятникова С. А. Методология кризисного управления предприятием в современных условиях. // Вопросы экономики и управления. № 4(56). 2016
- Официальная информация о предприятии ООО «Хлебница». Режим доступа: https://sbis.ru/contragents/2901277330/290101001 Дата обращения 10.12.2019