В настоящей статье рассмотрена сущность денежно-кредитной политики на основе Российской Федерации, проанализированы инструменты монетарной политики, выделены некоторые проблемы применимо к нашей стране.
Рассматривая мнения отечественных экономистов о денежно-кредитной политике государства, её особенностях и роли в развитии страны, мы пришли к выводу, что на данный момент существует две общие точки зрения: с одной стороны, монетарная политика рассматривается как элемент общей социально-экономической политики, общая цель которой — повышение благосостояния граждан; с другой стороны, под денежно-кредитной политикой понимают особый вид деятельности государства по регулированию денежно-кредитного обращения.
В целях нашей работы дадим следующее определение денежно-кредитной (монетарной) политики — это совокупность инструментов и мероприятий, направленных на обеспечение стабильности национальной валюты, борьбу с инфляцией, поддержание и увеличение покупательной способности и курса национальной валюты с помощью методов регулирования объёмов денежного обращения.
Конечной целью монетарной политики является обеспечение необходимого уровня цен и объёмов платёжного баланса, достаточных для экономического роста и развития государства в целом.
Денежно-кредитная политика сегодня основывается на принципе компенсационного регулирования, который заключается в сохранении положительных тенденций развития экономики на основе влияния на денежное обращение. В этом аспекте выделяют два вида монетарной политики: рестрикция (ограничение денежного обращения с целью недопущения перепроизводства) и экспансия (стимулирование денежного обращения с целью оживления экономики в кризисных ситуациях). [1]
Рассмотрим, как используются инструменты денежно-кредитной политики в экономики Российской Федерации.
Правовой основой монетарной политики в нашей стране является Конституция РФ и Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно названным актам, Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ. [4, ст.3].
Ежегодно Совет директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ и иными компетентными органами на основе макроэкономических факторов, уровня экономического развития и изменений в экономике, а также с учётом текущего состояния бюджетной сферы разрабатывает проект основных направлений денежно-кредитной политики и предоставляет его на рассмотрение в Национальный финансовый совет [4, Глава 3], а затем на рассмотрение в Государственную думу. После утверждения основных направлений монетарной политики Банк России выступает координатором их практической реализации.
Для определения основных тенденций развития и возможных проблем денежно-кредитной политики Центрального банка обратимся к «Основным направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов», а также затронем предыдущий план направлений на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов.
Главная цель, обозначенная в обоих документах — ценовая стабильность и снижение инфляции. [3, с.5] Важность низкой инфляции объясняется высокой покупательной способностью национальной валюты. Также в поддержку данного направления часто выступает Правительство РФ, объясняя это тем, что снижение инфляции увеличит инвестиционную привлекательность страны. На практике же для инвестора часто уровень инфляции не так важен, как об этом говорят. Главная цель людей, которые вкладывают во что-либо капитал — получить этот капитал обратно с процентами, то есть заработать в результате вложений. В данном случае при привлекательных потенциальных доходах инвестора мало интересует, какая инфляция в стране.
Необходимо отметить, что Банк России наравне с целями денежно-кредитной политики уточняет, что устанавливаемые инструменты направлены лишь на создание условий для развития экономики, но не являются источником этого развития, имея ввиду тот факт, что экономика должна расти за счёт увеличения производительности труда, капитала и др. факторов производства без необоснованного изменения ключевой ставки ЦБ или других ключевых инструментов денежно-кредитной политики. [3]
Так, необъективное снижение ключевой ставки в краткосрочной перспективе увеличит процент закредитованности населения, может повысить потребительский спрос, при этом это будет способствовать увеличению инфляции за счёт технической невозможности в нашей стране удовлетворить возникший спрос. В среднесрочной перспективе последствия более негативные, вплоть до обвала экономики страны.
Другим серьёзным инструментом Банка России при реализации денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, сущность которых заключается в выпуске государственных ценных бумаг, а также приобретение бумаг других государств с целью увеличения или сокращения объёмов средств, находящихся в распоряжении у финансовых институтов. В России данный инструмент нельзя считать эффективным в связи с неразвитостью финансовых рынков и незаинтересованностью банков в государственных бумагах. При этом операции на открытом рынке остаются наиболее используемыми в регулировании уровня ликвидности банковской системы в целом. Так, в случае избыточной ликвидности (возможного повышения инфляции, опасного увеличения «количества денег в обращении») Центральный банк может разместить дополнительную массу государственных облигаций в банковской системе, тем самым изъяв из обращения определенный объём капитала. В случае обратной ситуации (дефицита ликвидности), происходит выкуп части облигаций с целью вливания капитала в оборот для поддержания текущего уровня развития экономики. [3]
Практика реализации денежно-кредитной политики свидетельствует, что помимо названных, широко применимым является инструмент регулирования норм обязательных резервов, т. е. объём денежных средств, который коммерческие банки должны хранить на резервном счете в Центральном банке. Эти средства являются «денежным буфером» и применяются в случаях дефицита ликвидности, что подробнее было описано выше. Также данный инструмент применяется с целью регулирования кредитной активности банков для недопущения высокого уровня закредитованности.
Помимо рассмотренных инструментов кредитно-денежной политики, в ряде страны используются валютные интервенции, депозитные операции. Наша страна не является исключением: валютные интервенции широко применимы Центральным банком для регулирования курса национальной валюты в случае необходимости.
Литература:
- Куликов Н. И. Кудрявцева Ю. В. Рестрикционная финансовая и денежно-кредитная политика государства и проблемы роста ВВП в России // Финансы и кредит. — 2018. — № 7. — С. 1511–1532.
- См. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/publ/ondkp/ (дата обращения: 13.12.2019).
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, N 28, ст. 2790.