Фундаментальный анализ является базовым методом анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг. Данный анализ позволяет оценить внутреннюю стоимость компании, учитывая ее финансовые показатели и прочие внешние факторы. Tesla Motors Incorporated является одной из самых популярных компаний на рынке ценных бумаг. На протяжении последних двух лет акции компании обладают высокой волатильностью. Инвесторы активно занимаются анализом ценных бумаг компании, так как возможность получения прибыли граничит с высокой степенью риска. В данной работе проводится фундаментальный анализ компании, результатом которого является вывод о реальном положении компании на рынке ценных бумаг.
Ключевые слова: фундаментальный анализ, финансовый анализ, рыночные мультипликаторы, форвардные мультипликаторы
Tesla Motors Incorporated — американская компания, специализирующаяся на производстве электрических автомобилей и солнечных батарей.
Рынок электромобилей считается перспективным с точки зрения инвестиционной привлекательности. Однако, на протяжении долгого периода Tesla демонстрировала отрицательную прибыль. Положительное значение было достигнуто только в третьем квартале 2018 года, однако суммарный чистый годовой убыток составил 976,09 тысяч долларов, что практически в два раза ниже аналогичного показателя за 2017 год (1961,4 тысяч долларов) [2].
Помимо положительного показателя по чистой прибыли, компания в 2018 году достигла позитивной рентабельности по операционной прибыли — около 6 %. При анализе выручки Tesla можно отметить устойчивый положительный тренд. По итогам 4 квартала 2018 года данный показатель вырос на 5,9 % и составил 7,23 миллиарда долларов [2].
Недостаточно высокие показатели компании связаны со слабой эффективностью производства и недостаточным эффектом масштаба. Отрицательная прибыль в течение долгого периода объясняется высокой себестоимостью продукции, а также большими выплатами процентов по долгу. Стоит отметить, что Tesla периодически увеличивает запасы при нестабильном управлении ими в связи с логистическими проблемами. При этом наблюдается высокий спрос на продукцию компании, удовлетворение которого требует использования предзаказов. Оборачиваемость запасов в 4 квартале 2018 года составила 1,8, а в третьем — 1,6, при этом средний рыночный показатель по индустрии составляет 2,2. Запасы составляют 10,5 % активов, наибольшая доля приходится на завершенную продукцию [3].
Общий объем активов на балансе Tesla составляет 29,7 миллиардов долларов, а денежные средства и их эквиваленты — 3,7 миллиардов долларов [3]. При этом компания имеет высокую долговую нагрузку, поскольку соотношение долга к собственному капиталу составляет 243 %. Стоит отметить, что аналогичный показатель у конкурентов составляет в среднем 150 %.
По результатам финансового анализа можно сделать вывод, что в конце 2018 года финансовое положение Tesla улучшилось. Однако в связи с исторической характеристикой компании, нет смысла говорить о стабильности и дальнейшем росте прибыли. Как показывает финансовая отчетность за первый квартал, компания вновь оказалась в убытке, несмотря на оптимистичные прогнозы Илона Маска в конце 2018 года.
Согласно рыночным мультипликаторам, сравнительная характеристика которых представлена в Таблице 1, Tesla считается достаточно дорогой компанией. Показатель EV/Sales, который характеризует стоимость предприятия с учетом долга или продажи, равен 3, в то время как у остальных компаний в отрасли — 2. Следующий мультипликатор, EV/EBITDA — равен 39,4 при медианном значении 6,4. В связи с отрицательной прибылью за 2018 год, показатель P/E отсутствует. Соотношение капитализации и операционного денежного потока также показывает переоценку компании.
Таблица 1
Рыночные мультипликаторы
Компания |
EV/Sales |
EV/EBITDA |
P/E |
P/Cash Flow |
Tesla Inc |
3,0 |
39,4 |
|
26,3 |
General Motors Co |
0,9 |
6,8 |
6,7 |
3,4 |
Ford Motor Co |
1,0 |
13,9 |
9,5 |
2,3 |
Fiat Chrysler Automobiles NV |
0,2 |
2,2 |
8,1 |
2,4 |
Daimler |
1,0 |
10,1 |
6,3 |
|
Volkswagen AG |
0,9 |
5,0 |
5,8 |
9,9 |
Porsche Automobil Holding SE |
97,0 |
2,5 |
5,3 |
15,9 |
Volvo AB |
1,0 |
6,4 |
10,8 |
9,0 |
Медиана по группе сопоставимых компаний |
1,0 |
6,4 |
6,7 |
6,2 |
Составлено автором на основе [5]
Форвардные мультипликаторы, которые построены с учетом прогноза на 2019 год и представлены в Таблице 2, показывают аналогичный результат переоценки компании.
Таблица 2
Форвардные мультипликаторы сучетом прогноза по доходам на 12 месяцев
Компания |
EV/Sales |
EV/EBITDA |
P/E |
P/Cash Flow |
Tesla Inc |
2,2 |
16,6 |
48,5 |
16,7 |
General Motors Co |
0,9 |
8,3 |
6,1 |
4,7 |
Ford Motor Co |
1,1 |
13,9 |
7,4 |
4,6 |
Fiat Chrysler Automobiles NV |
0,2 |
1,9 |
4,6 |
2,2 |
Daimler |
1,0 |
9,4 |
6,4 |
3,3 |
Volkswagen AG |
0,9 |
5,5 |
5,3 |
2,7 |
Porsche Automobil Holding SE |
67,9 |
4,2 |
22,9 |
|
Volvo AB |
1,0 |
6,9 |
9,7 |
6,9 |
Медиана по группе сопоставимых компаний |
1,0 |
7,6 |
6,1 |
4,6 |
Составлено автором на основе [5]
Рассмотрим представленные в Таблице 3 основные финансовые показатели по сравниваемым компаниям переоценки компании.
Таблица 3
Сравнение основных финансовых показателей по компаниям автомобильной промышленности
Компания |
ROE |
Маржа операционной прибыли |
Долг/Собственный капитал |
PEG |
Долгосрочные обязательства по динамике EPS, всреднем вгод |
Tesla Inc |
-21,3% |
-1,8% |
243,2% |
0,30 |
|
General Motors Co |
20,9 % |
6,9 % |
269,2 % |
14,4 % |
|
Ford Motor Co |
10,3 % |
2,0 % |
429,2 % |
1,87 |
3,8 % |
Fiat Chrysler Automobiles NV |
13,6 % |
6,9 % |
86,3 % |
||
Daimler |
14,1 % |
8,2 % |
199,0 % |
-6,2 % |
|
Volkswagen AG |
11,8 % |
6,0 % |
150,2 % |
9,4 % |
|
Porsche Automobil Holding SE |
10,7 % |
9885,3 % |
0,0 % |
0,38 |
10,8 % |
Volvo AB |
21,7 % |
8,8 % |
110,1 % |
1,16 |
4,7 % |
Медиана по группе сопоставимых компаний |
13,6% |
6,9% |
150,2% |
1,16 |
7,1% |
Составлено автором на основе [5]
Следует отметить, что рентабельность собственного капитала (ROE) и маржа операционной прибыли за 2018 год у Tesla отрицательные при достаточно высоком уровне долгового бремени. По сравнению с прочими компаниями, финансовое состояние Tesla можно оценить как недостаточно устойчивое.
Таким образом, по результатам фундаментального анализа можно сделать вывод, что в конце 2018 года финансовое состояние компании начало улучшаться, впервые за долгие годы появилась квартальная прибыль. Автомобили компании, выпущенные в 2018 году, стали лидерами на рынке. Данная отрасль считается одной из самых перспективных. Согласно долгосрочным перспективам [4], к 2040 году более половины всех машин и треть всего флота будут электронными. Более того, ряд стран, например, Дания, Великобритания и Франция, рассматривают внедрение законопроекта о запрете продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Однако, существует ряд рисков. Во-первых, растет конкуренция со стороны других автомобильных магнатов, которые вкладывают средства в разработки собственных электрических машин. Во-вторых, существует риск нарушения стандартов качества при производстве автомобиля. В-третьих, высокая долговая нагрузка на компанию при неустойчивых финансовых показателях уменьшает доверие среди потенциальных инвесторов. Следовательно, перед принятием решения о планируемых инвестициях необходимо тщательно оценить риски и возможности.
Литература:
- Швагер, Д. Анализ ценных бумаг /Д. Д. Швагер. — Москва: Альпина Диджитал, 2017. — 734с.
- Информационный портал «Investing.com» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.investing.com/ (дата обращения: 01.12.2019).
- Официальный сайт американской биржи «NASDAQ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nasdaq.com/ (дата обращения: 01.12.2019).
- Информационный портал «Bloomberg» [электронный̆ ресурс]. — Режим доступа: https://www.bloomberg.com/europe/ (дата обращения: 05.12.2019).
- Информационный портал «Reuters» [Электронный̆ ресурс]. — Режим доступа: https://www.reuters.com/ (дата обращения: 30.11.2019).