Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 1837 раз

Библиографическое описание:

Волков, Е. А. Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / Е. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65362/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституционного Суда Российской Федерации в определении и формировании принципов организации исполнительной власти на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации, республика, принципы, Конституционный Суд, исполнительная власть.

The article reveals the essence of the principles of organization and activities of executive authorities in the constituent entities of the Russian Federation. Particular attention is paid to constitutional regulation, as well as to judicial practice. The role of the Constitutional Court of the Russian Federation in determining and shaping the principles of the organization of executive power in the territory of the Russian Federation is revealed.

Key words: executive authority, subject of the Russian Federation, republic, principles, Constitutional Court, executive authority.

Современная система органов исполнительной власти в Российской Федерации строит свою деятельность в соответствии с определенными принципами, которые зависят напрямую от деятельности государства и которые выражены в первую очередь в Конституции Российской Федерации. Таким образом, если использовать нормы конституции, как основные, можно выявить и проанализировать некоторые базирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в России.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, данный принцип означает, что разделение деятельности государственной власти осуществляется по разным функциям. В итоге получается законодательная, исполнительная и судебная власть. Однако, некоторые органы государственной власти, которые имеют особый статус не относятся ни к одной ветви власти. Такими органами, например, являются Центральный Банк Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации.

Стоит заметить, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» сказано, что принцип разделения властей органов государственной означает не только лишь самостоятельность каждой ветви власти в Российской Федерации в пределах собственных полномочий, но и их взаимодействие и сотрудничество, что исходит из единства государственной власти, а также необходимостью обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина и защиты основ конституционного строя.

Также, Конституция Российской Федерации определяет перечень вопросов, отведенных только для ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), которые вправе решать исключительно федеральные органы государственной власти, поскольку обладают для этого соответствующими правами и обязанностями. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Причем стоит заметить, что правовые акты субъектов Федерации должны нормативно соответствовать федеральным законам по данным вопросам. Конституция Российской Федерации закрепляет всю полноту государственной власти субъектов Федерации по вопросам, которые находятся вне ведения Российской Федерации и вне ведения Федерации по предметам совместного ведения с субъектами Российской Федерации. Таким образом, оставшаяся компетенция принадлежит субъектам Российской Федерации. Данный «остаток» Конституцией Российской Федерации не регулируется и не конкретизируется в должной для этого мере.

Принцип самостоятельности органов исполнительной власти. Основополагающее значение для органов исполнительной власти имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации они представляет собой оснащенную определенными атрибутами ветвь единой государственной власти. При этом главная, принципиальная сущность состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти полностью самостоятельны, как и судебные и законодательные. Этот принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не состоят в подчиненном положении у органов законодательной или судебной власти, поскольку имеют собственное функциональное назначение. Оно позволяет им действовать и выражать свою функцию исполнения, поскольку вмешательство других органов исполнительной власти недопустимо. Разумеется, разговор не может идти об их абсолютной обособленности и независимости. Ведь с одной стороны, абсолютно все органы исполнительной власти на всех уровнях в Российской Федерации создаются и функционируют с одной целью, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов, которые относятся к законодательной власти. С другой стороны, органы исполнительной власти находятся под определенным контролем и надзором со стороны органов судебной власти, поэтому взаимодействуют и с ними.

С данных позиций очевидно, что осуществление государственной власти посредством ее разделения не должно быть абсолютным, поскольку однозначно привело бы к полной независимости каждой из ветвей власти, т. е. формально к вторжению одной ветви власти в деятельность другой власти. Поэтому такой принцип как самостоятельность органов исполнительной власти — важнейший принцип их современного бытия. Как следствие этого — необходимо тесно взаимодействовать органам исполнительной ветви власти с органами законодательной и судебной ветви власти. К этому, пожалуй, стоит добавить, что существует некоторая особенность проявления самостоятельности органов исполнительной власти. Здесь подразумевается значительный объем и роль президентского влияния на деятельность государственных органов, а также не совсем развитый институт парламентского контроля за ними.

Конституционность является одним из основополагающих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Свои исходные начала данный принцип берет из Конституции Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Принцип конституционности заключается в неукоснительном соблюдении и исполнении органами исполнительной ветви власти конституционных норм Российской Федерации.

Стоит заметить, принцип о верховенстве конституционных норм ставился под сомнение многими субъектами Российской Федерации до принятия Конституции (до 1993 г.), а в конкретно Республикой Татарстан. Так, Постановлением Конституционного Суда РСФСР от 13.03.1992 г. № П-РЗ-1 по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30.08.1990 г. Закона Республики Татарстан от 18.04.1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Татарстан, Закона Республики Татарстан от 29.11.1991 г. «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21.02.1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» было установлено, что несоблюдение принципа верховенства Конституции Российской Федерации над законом субъекта Российской Федерации полностью противоречит конституционному статусу республики в федеративном государстве, а также полностью препятствует формированию правового государства.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об открытом перечне принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Так, некоторые принципы переплетаются друг с другом, поэтому классификация принципов является условной. Согласно Федеральному закону от № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо выделить те принципы, на основе которых строится система органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, и которые по своей сущности дублируют принципы выраженные в Конституции Российской Федерации: государственная и территориальная целостность Российской Федерации, распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Таким образом, для должного функционирования каждого элемента системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, каждый орган должны действовать в соответствии с определенными правовыми принципами. На сегодняшний день перечня принципов, на которых функционируют органы исполнительной власти, не существует, поскольку они выражены и в Конституции Российской Федерации, и в Федеральном Законе, а также в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, которые содержат общеобязательное толкование понятий и норм Конституции Российской Федерации. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в период отсутствия специального федерального закона, который закреплял бы общие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, принимал активнейшее участие в формировании принципов организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Поскольку решения по делам Алтайского края, Читинской и Тамбовской области были сформулированы принципы, имеют важное значение для современной системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 г. URL: http://docs.cntd. ru/document/804950314 (дата обращения: 09.05.2017).
  3. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. URL: http://constitution. garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения: 24.11.2018).
  4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 09.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, Татарстан, государственная власть, деятельность органов, Конституционный Суд, орган, ветвь власти, принцип, судебная власть.


Похожие статьи

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а так...

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Понятие, принципы и формы правотворчества органов исполнительной власти в Российской Федерации

Статья посвящена теоретическому анализу организации и деятельности органов исполнительной власти в законодательном процессе, в частности рассмотрены общетеоретические подходы к формам правотворчества, раскрываются основные принципы правотворчества ор...

Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы п...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Нормативно-правовые акты исполнительной власти Российской Федерации

В рамках данной статьи автор исследовал понятие, характеристики нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации. Также в рамках данной статьи автор уделил внимание уровням нормотворчества в органах исполнительной власти.

Роль Государственного совета в системе публичной власти Республики Татарстан

В статье рассматриваются правовые характеристики Государственного совета Республики Татарстан, определяется роль законодательного органа в системе публичной власти субъекта Федерации.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Похожие статьи

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а так...

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Понятие, принципы и формы правотворчества органов исполнительной власти в Российской Федерации

Статья посвящена теоретическому анализу организации и деятельности органов исполнительной власти в законодательном процессе, в частности рассмотрены общетеоретические подходы к формам правотворчества, раскрываются основные принципы правотворчества ор...

Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы п...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Нормативно-правовые акты исполнительной власти Российской Федерации

В рамках данной статьи автор исследовал понятие, характеристики нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации. Также в рамках данной статьи автор уделил внимание уровням нормотворчества в органах исполнительной власти.

Роль Государственного совета в системе публичной власти Республики Татарстан

В статье рассматриваются правовые характеристики Государственного совета Республики Татарстан, определяется роль законодательного органа в системе публичной власти субъекта Федерации.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Задать вопрос