Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников / В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова, Г. В. Сторожева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65363/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Ключевые слова: эстетическая деятельность, художественное творчество, учащийся, внеурочное мероприятие, коллективное обсуждение, художественное творчество детей.

Младшим школьникам присуще стремление выражать себя, проявлять свою активность в конкретной деятельности. Это возраст неиссякаемой энергии, поиска, творчества. Накапливая знания о мире, представления о нравственно — эстетических сторонах действительности, познавая через искусство окружающий мир, ребенок не может держать всё это только в себе. Он стремится выразить накопившиеся представления с помощью творчества в различных видах искусства.

Художественное творчество детей — это осмысление своего отношения к действительности, поэтому активность в художественном творчестве ведет к нравственному становлению личности ребенка, к формированию и проявлению его нравственной активности. В процессе эстетической деятельности ребенок осваивает определенные нравственные образцы, сопереживает персонажам литературных, изобразительных, музыкальных произведений, благодаря воображению, эмоционально — образному языку искусства ставит себя в позицию реального участника событий.

Художественные образы формируют в детях представления о событиях общественной жизни, о явлениях природы, о характере человека, создают необходимую чувственную основу для усвоения нравственных понятий, осуществляют связь этих понятий с реальной жизнью. Связь с социальной средой, миром взрослых опосредуется внутренней готовностью младших школьников к восприятию этих явлений, желанием выразить к ним свое отношение и принять участие в подготовке различных внеклассных мероприятий. Рисуя, читая стихи, занимаясь лепкой, дети анализируют, размышляют, сравнивают. Использование этой способности младших школьников к эмоционально — образному освоению материала способствует повышению эффективности обучения и воспитания в целом.

Между тем не все проведенные в классе мероприятия оставляют глубокий след в сознании и душе ребят, не всегда учитывается эмоциональность и целостность воспитательного воздействия творчества. Учителя планируют и проводят с ребятами беседы о композиторах, художниках, культпоходы в кино, театры, готовят художественную самодеятельность. Но иногда не хватает главного идейно — эмоционального отношения ребят к нравственным идеалам, эстетического воздействия искусства, творчества, которые превратили бы все эти мероприятия в действенные средства развития нравственных убеждений учащихся, формировали бы у них нравственные ориентации. Это приводит к тому, что «затрагивается лишь интеллектуальная сфера учащегося: нравственные понятия усваиваются без личного глубоко эмоционального отношения к ним. Образуется опасный разрыв между формально усвоенными знаниями и всей системой поведения школьника».

Нравственные отношения в процессе эстетической деятельности формируются и выражаются при помощи совокупности изобразительно — выразительных средств того или иного вида творчества. Закономерности развития нравственного отношения к действительности у младших школьников в процессе эстетической деятельности, а также анализ передового опыта работы позволили выделить основные этапы в нравственном воспитании детей средствами художественного творчества [1, с. 84].

На первом, познавательном, этапе при поисках сюжета утренника, спектакля роль учителя заключается в том, чтобы организовать наблюдения учащимися окружающей среды, образцов изобразительного, музыкального, литературного искусства, используя при этом воспитательные возможности уроков музыки, труда, рисования, чтения, чтобы помочь учащимся приобрести объем знаний и умений, необходимый для выполнения сюжетного замысла. Художественное творчество детей на этом этапе связано с субъективным восприятием окружающей действительности, чаще всего связанного с интересом к конкретному содержанию, фабуле — схеме развития событий. Однако младшему школьнику трудно из многочисленных подробностей выделить главную деталь, идею, нравственный смысл событий. Педагог включает ребят в поисковую деятельность, связанную с предварительной установкой на организуемое внеклассное мероприятие. Большую помощь здесь оказывают специальные творческие задания: придумать сценарий, найти из предложенных учителем книг, журналов рассказы, стихи, песни, иллюстрации для предстоящего утренника, сбора.

Следующий этап — анализирующий. Дети под руководством учителя учатся анализировать, выделять основную идею сюжетного замысла, нравственную идею литературных, музыкальных, изобразительных произведений. Анализ идет от умения выделить нравственную сторону в простейших формах — образцах художественного творчества до сложных форм творчества, аккумулирующих сразу несколько видов искусств. Педагогами используются творческие задания, направленные на развитие умения самостоятельно анализировать факты.

Цель педагога — активизировать творческую мысль детей, помочь им в выборе средств художественного решения сюжета. На этом этапе организации деятельности учащимся свойственно состояние неуверенности, ожидание помощи от педагога, более или менее точное следование нравственному образцу. Важно здесь обеспечить подбор и показ педагогических образцов, повторение их учениками, контроль за исполнением упражнений: сочинения — миниатюры, словесное рисование, тематические рисунки по образцу.

Третий этап работы — творческий. Он требует отбора и самостоятельной интерпретации идейно — художественных средств. Учащиеся, включаясь в дальнейшую активную художественно — творческую деятельность, уже самостоятельно выражают свое отношение к миру, к людям, свое, но уже на объективной основе понимание моральных ценностей, самостоятельно начинают анализировать факты, события в процессе творчества. Педагоги дают учащимся творческие задания. Например, в качестве объекта, побуждающего к сочинению стихов, составлению рассказов используются картины, рисунки, иллюстрации по теме и, наоборот, в качестве объекта для рисования, декоративно прикладной работы — литературные произведения, песни. Итоговым этапом работы является коллективное обсуждение выполненной работы, индивидуальная и коллективная оценка результатов деятельности, включение нравственно — эстетических критериев в эту оценку [2, с. 36].

Организация эстетической деятельности младших школьников зависит от творческой инициативы и индивидуальности каждого учителя.

В 1 «А» классе у каждого ребенка есть свой творческий альбом. Ребята записывают туда собственные стихи, сочинения, делают фотографии, рисунки. Внеклассные мероприятия дополняются экскурсиями, после которых учащиеся делятся своими впечатлениями в рисунках, творческих сочинениях, поделках.

Итогом каждого внеурочного мероприятия является оформление классного альбома по теме: «Мои впечатления об экскурсии». На классном стенде для ребят даются творческие задания: сделай рисунок, напиши сочинение — миниатюру, если можешь, сочини стихотворение, напиши, что больше всего понравилось. Каждый учащийся имеет возможность поделиться впечатлениями, помогающими учителю определить, что нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. И, что самое важное, каждый ребенок принимает в такой работе участие.

В конце учебного года проводим внеурочное мероприятие по теме: «Чему мы научились за год», педагог включает ребят в эстетическую деятельность, связанную с оформлением тематической выставки творческих работ самих учащихся. Творческим итоговым этапом является концерт, на котором ребята демонстрируют свое исполнительское мастерство (читают стихи, поют песни), рапортуют о проделанной работе (творческие отчеты каждой звездочки). Никто не минует этапа творческого поиска идей, все являются активными участниками, каждый имеет возможность проявить себя, попробовать свои возможности.

Творческие задания, используемые педагогами, пробуждают мысль, воображение, увеличивают силу чувственного восприятия и осязаемость, более полно воссоздают то, что запечатлено в звуках, красках, формах, рельефных очертаниях. В результате изобразительные, музыкальные, художественные произведения становятся более емкими по смыслу и идейно художественному значению, нравственному воздействию. При подготовке к общешкольному мероприятию учитель предлагает детям стихи, песни, книги, фотографии и дает задание добавить свое. В коллективном обсуждении выбирается лучший вариант сценария. Дети разрабатывают вместе с учителем сценарий, конкурсы, номера художественной самодеятельности. Одни выражают свое понимание темы в рисунках, которые они сделали по предложенному учителем стихотворению.

Другие предлагают песни, стихи, рассказы, которые они разыскали в школьной библиотеке или дополнительных источниках, третьи что — то мастерят, лепят, оформляют декорации. Во время фестиваля ребята поют, танцуют, рассказывают стихи, демонстрируют свои рисунки. В классах оформляются выставки рисунков по временам года.

Учащимся начальных классов было предложено рассказать о самых ярких впечатлениях из школьной жизни. Что же оставило в их памяти незабываемый след? Оказалось, прежде всего то, что связано с эстетической деятельностью, — участие в праздничных мероприятиях, концертах, спектаклях, музыкальных инсценировках. Большую роль здесь сыграло то обстоятельство, что деятельность была организована творчески, с элементами игры, фантазии. Но, главное, во время этой деятельности у детей происходит процесс становления нравственных ценностей, воспитания моральных и эстетических качеств, делающих духовный мир ребенка совершеннее, чище, благороднее. Младшим школьникам так порой не хватает праздника — красочного, запоминающегося, волнующего сердце. Подготовка и проведение таких торжеств может стать в руках наставника мощным средством педагогического воздействия, способствовать целенаправленному обучению и воспитанию детей.

Литература:

1. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 2009. — 216 с.

2. Буров А. И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников. — М.: Просвещение, 2014. — 85 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическая деятельность, художественное творчество, внеурочное мероприятие, коллективное обсуждение, ребенок, учащийся, художественное творчество детей, задание, сюжетный замысел, художественная самодеятельность.


Ключевые слова

учащийся, художественное творчество, внеурочное мероприятие, эстетическая деятельность, коллективное обсуждение, художественное творчество детей

Похожие статьи

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена одному из важных направлений внеурочной деятельности начальной школы — формированию эстетических потребностей, воспитанию представлений младших школьников. Рассмотрены основные требования эффективного формирования эстетических потреб...

Похожие статьи

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена одному из важных направлений внеурочной деятельности начальной школы — формированию эстетических потребностей, воспитанию представлений младших школьников. Рассмотрены основные требования эффективного формирования эстетических потреб...

Задать вопрос