В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.
Ключевые слова: начальная школа, русский язык, лингвистические термины.
Русский язык среди всех школьных предметов занимает одно из важных мест, потому что является не только объектом, но и средством обучения. Изучая русский язык на уроке, школьники получают навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем для овладения знаниями по другим учебным предметам.
Изучение лингвистической терминологии с образовательно-познавательной точки зрения создает условия для системного подхода в усвоении лексических понятий, способствует знакомству учащихся с термином как единицей лексической системы, со значением слова. Учителю необходимо осуществлять поиск таких условий, при которых изучение лексической терминологии младшими школьниками будет наиболее эффективным, поскольку для формирования понятий необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Он создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.
Актуальность данной темы состоит в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. У младших школьников наблюдается:
– ограниченность специального словарного запаса,
– трудности понимания значения и актуализации слов-терминов,
– неумение выделять основные семантические признаки в структуре значения рассматриваемых слов,
– трудность самостоятельного использования терминов в рамках речевого высказывания.
Работа над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка в школе многогранна и получила достаточное освещение в научной литературе, хотя к ее решению ученые подходят по-разному.
В психолого-педагогической, методической литературе описываются разные подходы к рассмотрению на уроке русского языка языкового понятия, обозначенного термином. А. Н. Гвоздев указывает на роль и значение осознанности и самостоятельности процесса усвоения понятия [2, с. 34].
«В научных исследованиях рассматриваются вопросы усвоения терминологии, как стратегия усвоения грамматических понятий (С. Н. Цейтлин), зависимость оформления высказывания от усвоения грамматических понятий (О. В. Сиротинина)» [1, с. 21]. Работу над лингвистическими понятиями ученые связывают и с развитием связной речи школьников. В методике обучения русскому языку описывается связь учебного процесса и методических средств.
Конечной целью исследования в школе лингвистической терминологии считается осмысленное ее внедрение для грамматически верного и стилистически четкого выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению этих знаний нужно учиться, при этом учиться целенаправленно и постоянно.
Каждое понятие проходит долгий путь формирования в сознании учащегося, в процессе которого непосредственно выделяются следующие стадии:
- Анализ языкового материала. Целью данной стадии является выделение значимых признаков понятия. На этом этапе происходит отвлечение от лексического значения конкретных слов и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.
- Обобщение признаков, установление связей между признаками понятий (установление связей между понятиями), введение термина. Ученики овладевают операциями сравнения и синтеза.
- Понимание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
- Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными. Упражнения на применение знаний на практике. [6, с. 194].
Для раскрытия особенностей изучения лингвистических терминов младшими школьниками нами было проанализировано несколько учебно-методических комплектов. [3, 4, 5]
Комплекты изучались с целью изучения представленных теоретических сведений, а также с точки зрения того, как эти знания отрабатываются в упражнениях. При проведении сравнительного анализа УМК нами были выявлены сходства и различия в методах и приемах подачи информации; времени ее предоставления.
Проанализировав учебники по русскому языку курса начальной школы, мы отметили, что в начальной школе насчитывается более ста двадцати языковых понятий, а именно:
1) фонетические понятия: звук речи, слог, безударный слог, пауза, голос произношение и др.;
2) грамматические понятия: имя существительное, предлог, сложное простое предложение и др.;
3) общеязыковые и речеведческие понятия: язык, речь, устная и письменная речь, чтение и др.;
4) лексические понятия: синонимы, многозначные слова, антонимы, устаревшие слова и др.;
5) понятия графики и орфографии: буква, запятая, строчная и заглавная буква и др.;
6) понятия морфемики и словообразования: корень слова, суффикс, родственные слова и др.;
7) понятия теории речи и риторики: диалог, сочинение, письмо и др.
8) В учебниках по русскому языку эти термины использованы в рамках правил.
9) В ходе организации диссертационного исследования нами была разработана анкета для учителей с целью определения трудностей, которые они испытывают в работе над лингвистическими терминами, а также выявления используемых ими методов и приемов.
Анкета для учителей
- ФИО_______________________________________________
- Ваш стаж работы______________________________________
- По какой программе Вы работаете? _______________________
- Как Вы считаете, достаточно ли времени отводится на изучение лингвистических терминов в курсе русского языка начальной школы? ________________________________________________________________
- Много ли в учебнике дается заданий на изучение терминов? ________________________________________________________________
- Изучение каких терминов вызывает наибольшую сложность? ________________________________________________________________
- Какие методы и приемы Вы используете для работы с термином на уроках русского языка? ________________________________________
- Как осуществляется контроль усвоения лингвистических терминов на уроках русского языка? _______________________________
Стаж работы учителей составляет от 6 лет до 50 лет. Часть учителей, на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли времени отводится на изучение лингвистических терминов в курсе русского языка начальной школы?», дали отрицательный ответ. Наиболее распространенным является УМК «Школа России». Заданий на изучения терминов в учебниках недостаточно. Проанализировав анкеты учителей можно выделить ряд задач, которые они ставят при изучении лингвистической терминологии. В ходе этой работы необходимо:
- Понять причины терминологической неграмотности младших школьников (их нежелание работать с терминами; неосознание их значения ввиду неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и др.).
- Разработать методы и приемы эффективной работы с терминологическим аппаратом, а также подобрать соответствующие задания.
Рассмотрим несколько типов упражнений, ориентированных на освоение термина и понятия, обозначаемого им.
Упражнения на использование языковых единиц, называемых заданным термином, в различных речевых и языковых конструкциях. Эти упражнения строятся на:
конструировании слов, словосочетаний и предложений различных типов (составь предложение к данным схемам:
образование слов из морфем (составь слово из данных частей: ход, вы, н, ой);
составлении групп родственных слов (подбери однокоренные слова к слову «друг»);
образовании форм слов (просклоняйте слово «весна» по падежам);
составление текстов различных типов (составить текст описание по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка»).
1) Упражнения на поиск языковых единиц в соответствии с данной терминологией. Цель этих упражнений направлена на развитие умения выделять значимые признаки термина. Анализ языковых единиц и текста составляет их основу:
– анализ текста (определить тип текста);
– морфологический анализ частей речи (выполните морфологический разбор существительного «мороз»);
– анализ лексики (узнайте слово по его лексическому значению);
– морфемный анализ слова (разберите слово «лесной» по составу) и др.
2) Упражнения на создание тематических групп терминов (Например, из перечисленных терминов выпиши те, которые обозначают части слова — синоним, приставка, основа, антоним, ударение, суффикс, корень). Целью этих упражнений является формирование умения группировать термины по общим признакам. Систематизировать понятия можно, опираясь на различные признаки, а именно, термины:
– лексики,
– морфологии,
– синтаксиса,
– морфемики.
3) Упражнения на создание словаря лингвистических терминов. (Например, запиши словарные слова в словарик по темам: животные, школьные принадлежности, дни недели, месяца и др.) Цель данных упражнений заключается в формировании списка терминов, изучаемых на уроках русского языка. В соответствии с программой они должны быть введены в словарный запас школьника. Исходя из практики обучения русскому языку закрепление термина необходима.
На вопрос «Какие методы и приемы Вы используете для ввода термина на уроках русского языка?» самыми частыми были следующие ответы:
4) Определение сходства и различия в значениях терминов.
5) Постоянное включение в речь лингвистических терминов. Этот прием применяется на каждом уроке, чтобы учащиеся чаще слышали термины, запоминали их, объясняли, применяли на практике.
6) Работа со словарями (словообразовательными, толковыми, этимологическими). Школьники учатся самостоятельно работать с различными терминами.
Работа над терминами не должна заканчиваться на уроке. Нужно предусмотреть ее продолжение при выполнении домашнего задания. Например, после изучения темы «Падежи» учащимся необходимо написать падежи над словами в упражнении, заданном на дом.
Контроль усвоения лингвистических терминов на уроках русского языка осуществляется при помощи:
7) опроса,
8) тестов,
9) терминологического лото,
10) кроссворда,
11) различных заданий, например, на группировку терминов, поиск языковых единиц, иллюстрирующих данное понятие и др.
Результаты опроса учителей говорят о том, что повышение качества знаний учащихся напрямую зависит от систематической работы над лингвистическими терминами, а также, включение в уроки нестандартных занимательных, заданий. В своей работе учитель должен использовать собственный опыт, дополнительную литературу и современные приемы, методы обучения. Если придерживаться этих рекомендаций, то работа детей достигнет поставленных целей и интерес к урокам не пропадет.
Литература:
- Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Наука, 2010. 234 с.
- Канакина В. П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 класс. М.: Просвещение, 2015. 146с.
- Кибирева Л. В. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Начальная инновационная школа». 1–4 класс. СПб.: Русское слово, 2014. 144с.
- Климанова Л. Ф. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 -4 класс. М.: Просвещение, 2015. 143с.
- Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 390 с.