На
обложке изображен Алексей Викторович
Щусев (1873–1949), русский
и советский архитектор.
Алексей
Щусев родился в Кишиневе (Молдова) в дворянской семье. В восемнадцать
лет он поступил в Высшее художественное училище в Санкт-Петербурге.
Учился он, в частности, у таких легендарных мастеров, как Репин
и Бенуа. Дипломная работа Щусева была отмечена высокой наградой: кроме
золотой медали, будущий архитектор получил право на поездку за границу.
Воспользовавшись этим, Алексей Щусев в составе научной экспедиции побывал
в Средней Азии, посвятив некоторое время исследованию ряда памятников
архитектуры. Затем он отправился в Тунис и Европу, где посещал
академию искусств в Париже.
Первыми
работами Щусева на архитектурной ниве были проекты восстановления храмов,
в некоторых случаях практически из руин. За разработанную методику
реставрации Щусеву присвоили звание академика. В основе методики лежал
научный подход к вопросу, тщательные измерения и расчеты. В новое
здание включались не только остатки стен прежнего, но и фрагменты
перекрытий, которые извлекали из почвы (например, при раскопках). В последующие
годы Щусев занимался как проектами создания храмов, так и светскими
работами.
Московский
период жизни Щусева начался с победы на конкурсе проектов Казанского вокзала.
Причем к идее строительства нового здания Казанского вокзала в Москве
Алексей Викторович сначала отнесся почти безразлично. Эскизные проекты,
представленные на конкурс, были схематичны, приблизительны. Выбрав эскиз
Щусева, правление тешило себя надеждой: если удастся задеть архитектора за
живое, заинтересовать его самой идеей «ворот на Восток», то делу будет
обеспечен успех. И оно не ошиблось. Вокзал строился на протяжении почти
трех десятков лет.
В
советское время Щусев стал одним из наиболее востребованных специалистов
в своей отрасли. Он принимал активное участие в разработке планов
застройки столицы по модернизированным схемам. Его мечтой был «город-сад»
с удобными жилыми зонами и практичным транспортным сообщением.
Правда, в тридцатые годы его проект был полностью переработан Сталиным,
и от первоначальных идей мало что осталось.
Именно
по чертежам Алексея Щусева строился Мавзолей. Архитектору блестяще удалось
вписать в площадь, казалось бы, инородное по архитектуре сооружение
и органично подчинить Мавзолею все, что здесь есть. Эта не самая
выдающаяся его работа в дальнейшем спасла Щусева от репрессий и даже
позволила помочь многим деятелям культуры, чья судьба сложилась не столь
удачно.
В
1934 году Академию наук перевели из Северной столицы в Москву. Для
реализации проекта потребовалось строительство большого количества зданий
разного назначения. Всего их оказалось около четырех десятков — институтов,
музеев, библиотек и других объектов. Для этого была создана целая рабочая
группа, которую возглавил Щусев, чей проект и в этот раз выиграл конкурс.
Проект был столь масштабным, что строительство растянулось на много лет,
и до войны по нему успели построить только несколько институтов и жилых
домов. Ему принадлежит проект реконструкции площади Тверской заставы, в ходе
которого была разобрана Триумфальная арка, Большой Москворецкий мост, Большой
театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте, здание НКВД на
Лубянской площади и другие сооружения.
В
1946 году Щусев основал музей архитектуры в Москве и до 1949 года
занимал пост его директора. Значительное место в деятельности Щусева
занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой
Отечественной войны: Истры, Новгорода и Кишинева. Последним творением
Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая»,
отражающая торжество победы над фашизмом.
Алексей
Щусев преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище,
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Вхутемасе, Московском
архитектурном институте и др. Он автор более 200 научных работ и статей,
стал лауреатом четырех Сталинских премий, был награжден орденом Ленина и двумя
орденами Трудового Красного Знамени, ему было присвоено звание «Заслуженный
архитектор СССР».