Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 17.12.2019

Статья просмотрена: 2968 раз

Библиографическое описание:

Цавкаева, З. З. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций / З. З. Цавкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65188/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрыты правовые основы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Также выявлены особенности создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Ключевые слова: образовательные организации, создание образовательной организации, реорганизация, ликвидация, лицензирование.

The article reveals the legal foundations of the creation, reorganization and liquidation of educational organizations. Also revealed are the features of the creation, reorganization and liquidation of educational organizations.

Keywords: educational organizations, the creation of an educational organization, reorganization, liquidation, licensing.

Образовательные организации создаются путем приобретения такого статуса на основании федерального законодательства: Гражданского кодекса Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций, Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» [2], Федерального закона 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [3]; Федеральный закон от 23 июня 2002 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4]; а также иные нормативные правовые акты (подзаконные акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации), которые регулируют правовой статус организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Запись о создании образовательной организации содержится в государственном реестре, который ведется в бумажном и электронном виде регистрирующим органом Министерства юстиции Российской Федерации. Для государственной регистрации представлены:

– заявление о государственной регистрации образовательной организации;

– решение о создании организации образования в виде протокола, договора или иного документа;

– учредительные документы (устав) организации образования;

– документ об уплате государственной пошлины.

После государственной регистрации такого юридического лица в качестве некоммерческой организации в Федеральной налоговой службе по месту нахождения образовательной организации Министерство юстиции Российской Федерации направляет информацию и документы для внесения записи в Единый государственный реестр Юридические лица (ЕГРЮЛ) на свою налоговую регистрацию и внебюджетные фонды, а также открывает текущий счет в кредитной организации для образовательной деятельности. Однако право на осуществление такой деятельности с образовательной организацией возникает впоследствии — после получения лицензии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [7]. Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за образованием, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования. Для образовательных организаций (соискателей лицензии) в соответствии с указанным постановлением предъявляются определенные лицензионные требования:

– наличие имущественных прав или иных прав на здания, сооружения и территории;

– наличие материально-технического обеспечения учебной деятельности, оснащение помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;

– наличие условий для охраны здоровья обучающихся;

– наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соблюдении санитарных правил зданий, сооружений, оборудования и другого имущества;

– наличие образовательной организации в безопасной учебной среде, воспитание обучающихся, работников образовательной организации;

В образовательной организации созданы специальные условия для обучения студентов с ограниченными возможностями.

Для получения лицензии организация образования (лицензиат) подает заявку и копии определенных документов в орган лицензирования.

Для получения лицензии образовательные организации, планирующие реализацию образовательных программ в области обороны, миграции, контроля и надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области борьбы с их незаконным оборотом, представляют копии документы в лицензирующий орган, которые не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ведет сводный реестр лицензий, а также содержит информацию о лицензиях, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта информация также размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». За выдачу лицензии или переоформление, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере, установленном налоговым законодательством.

В Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозные организации вправе создавать образовательные организации. Статья 3 этого закона гласит, что в Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания, в том числе исповедание любой религии, предоставление религиозного образования и религиозного образования.

Централизованные религиозные организации, в соответствии со своими уставами, имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозных кадров (для таких организаций) путем реализации образовательных программ на основе лицензии на осуществление образовательной деятельности. Теологические учебные заведения подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.

В статье 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» [5] уточняется, что религиозные организации также могут обучать детей в государственных и муниципальных учебных заведениях по вопросам религии вне образовательной программы, однако требуется письменный запрос от родителей и детей. Более того, закон указывает, что религиозное образование и религиозное образование не являются образовательной деятельностью.

В Российской Федерации создаются образовательные организации для учащихся с девиантным (социально опасным) поведением в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Учредителями таких организаций являются субъекты публичного права. К ним относятся государственные специализированные образовательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (государственные учреждения), которые предназначены для обеспечения психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе. В таких образовательных организациях учащиеся могут получать начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также начальное профессиональное образование. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральным законодательством, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.

Образовательная организация, независимо от ее вида и типа, с момента ее создания приобретает гражданские права и выполняет юридические обязанности, то есть наделена правоспособностью (особой), содержание которой соответствует уставным целям — предоставление образовательных услуг (бесплатно или за плату). Образовательная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход, но только для достижения целей, ради которых она была создана, не противореча законным положениям.

Учредителем (основателем) образовательной организации является ее основатель (или учредители), то есть человек, который решает создать эту организацию. В законодательстве перечислены возможные учредители образовательной организации:

– субъекты публичного права: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты;

– юридические лица любой юридической формы;

– физические лица — граждане Российской Федерации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 120), Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (статья 102), имущество образовательной организации, необходимое для осуществления ее деятельности, принадлежит учредителю на основании права собственности или права оперативного управления (ограниченное право собственности) [1].

Если учредителей несколько, то между ними заключается учредительное соглашение, определяющее их права и обязанности, и между учредителями и образовательной организацией, определяющим эти правоотношения, заключается соглашение.

Учредитель имеет право создавать образовательные организации любого рода. Учредителями могут быть одно или несколько физических лиц, а также одно или несколько юридических лиц или смешанное число таких участников, но создание образовательных организаций несколькими субъектами публичного права не допускается. Например, основатель МГУ им. М. В. Ломоносова является только Российской Федерацией, Московский государственный педагогический университет также является Российской Федерацией, Московский областной государственный университет является субъектом Российской Федерации (Московская область) и др.

В некоторых случаях в законе прямо указываются учредители образовательной организации. Итак, согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организаций, где студенты-инвалиды получают образование (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного, с задержкой психического развития) создаются только власти государственная власть субъектов Российской Федерации [3]. Учредитель регистрирует образовательную организацию как юридическое лицо, определяет язык образования, назначает ее руководителя, принимает решение о реорганизации и ликвидации образовательной организации, контролирует обращение движимого и недвижимого имущества на своем балансе, устанавливает правила для приема студентов и образовательных учреждений, а также других условий, обеспечивающих функционирование организации образования.

Физические и юридические лица имеют право быть учредителями частной образовательной организации, которая осуществляет общее и профессиональное образование на различных уровнях.

Следует отметить, что иногда при создании частных образовательных организаций учредители должны иметь определенный статус, например, получение теологического и религиозного образования возможно, если учредителем такого юридического лица является определенная религиозная организация или централизованная религиозная организация.

Образовательные организации реорганизуются или ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, с учетом специфики образовательной деятельности, а также подзаконными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Порядок реорганизации и ликвидации определяется либо учредителем организации образования (добровольно), либо по решению органов государственной власти.

Реорганизация или ликвидация общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, осуществляется по решению местных органов власти, но с учетом мнения жителей этого сельского поселения. В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что одно или несколько сельских поселений (поселков, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и другие местные органы власти [6].

Реорганизация образовательных организаций в соответствии со ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть осуществлены в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования с указанием правопреемства на основании передаточного акта.

Ликвидация образовательной организации влечет за собой прекращение ее деятельности без передачи прав и обязанностей другим лицам.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 367 уточняет особенности реорганизации и ликвидации образовательной организации на основании решения комиссии по оценке последствий таких процедур. В этом случае Комиссия оценивает последствия решения о реорганизации или ликвидации организации образования; готовит заключение об оценке последствий таких процедур; при необходимости дает оценку дальнейшей деятельности образовательной организации. В состав комиссии входят представители Министерства образования и науки Российской Федерации и общественных объединений (занимающихся образовательной деятельностью), а в некоторых случаях могут входить представители высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых расположена образовательная организация. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов, и составляется заключение о проведении определенной процедуры. Образовательная организация считается реорганизованной или ликвидированной после внесения сведений о ней в государственный реестр.

Таким образом, создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций имеет свои особенности, что связано с особенностью сферы деятельности данных экономических субъектов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» (ред. от 29.07.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 26.11.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  5. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 03.07.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  7. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (ред. от 29.11.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, образовательная организация, образовательная деятельность, религиозное образование, учредитель, государственная регистрация, Гражданский кодекс, ликвидация, получение лицензии, юридическое лицо.


Похожие статьи

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений

Формирование и развитие корпоративной культуры организации

Соблюдение преемственности в рамках реализации образовательных программ

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании

Формирование и развитие имиджа организации

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС

Возникновение и прекращение гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей

Автоматизированная система мотивации деятельности структурных подразделений вуза

Похожие статьи

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений

Формирование и развитие корпоративной культуры организации

Соблюдение преемственности в рамках реализации образовательных программ

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании

Формирование и развитие имиджа организации

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС

Возникновение и прекращение гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей

Автоматизированная система мотивации деятельности структурных подразделений вуза

Задать вопрос