Проблема детенизации рынка профессиональной деятельности самозанятых лиц является одной из основных проблем, с которой сталкиваются фискальные органы при осуществлении своих функций. В статье исследованы основные парадигмы налогового эксперимента — налога на профессиональный доход. Сделан вывод о необходимости внесения комплексных изменений в законодательство Российской Федерации для размежевания предпринимательской и профессиональной деятельности, что позволит сделать данный налоговый режим релевантным своей изначальной цели — увеличения количества налогоплательщиков.
Ключевые слова: налог на профессиональный доход, специальные налоговые режимы, налоговый эксперимент, самозанятые лица.
The problem of detailing the market for professional activities of self-employed persons is one of the main problems that fiscal authorities encounter in the exercise of their functions. The article explores the main paradigms of the tax experiment — professional income tax. The conclusion is drawn that it is necessary to introduce comprehensive amendments to the legislation of the Russian Federation to separate business and professional activities, which will make this tax regime relevant to its original purpose — to increase the number of taxpayers.
Keywords: professional income tax, special tax regimes, tax experiment, self-employed persons.
Классическое разделение рынка труда на работников и работодателей (предпринимателей) постепенно уходит в прошлое. Развитие научно-технического прогресса, в частности, появление и широкое распространение интернета, позволяющего гражданам работать удаленно, искать и находить заказчиков напрямую, приводит к увеличению числа самозанятых лиц в экономике. Именно группа самозанятых граждан, наряду с мелкими предпринимателями и высококвалифицированными работниками составляет экономическую основу среднего класса, развитие которого является важной задачей обеспечения процветания нашего государства [1].
Долгое время правовой статус самозанятых лиц не был должным образом урегулирован. С точки зрения законодательства, такие лица должны были зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей, помимо необходимости платить налоги, сопряжена с необходимостью вести бухгалтерию, открывать специальные счета для поступления средств, что довольно накладно для самозанятого лица, занимающегося профессиональной деятельностью.
Это, в свою очередь, приводит к тому, что большинство самозанятых лиц находятся вне налоговой системы, просто получая доходы на свои банковские карты или непосредственно путем наличного расчета. Таким образом, огромное количество граждан Российской Федерации находятся вне налоговой системы, системы социального страхования и обеспечения [2].
В научной среде отсутствует единое мнение относительно того, являются ли самозанятые лица предпринимателями. Как отмечает Е. А. Шуваев, деятельность самозанятых граждан полностью соответствует критериям предпринимательской деятельности [3].
Однако с таким утверждением согласиться нельзя. Предпринимательской деятельностью, в соответствии со статьей 2 ГК РФ, является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Как видим, критерием предпринимательской деятельность является рискованный характер такой деятельности: прибыль предпринимателя не гарантирована, в результате своей деятельности он может понести убытки. Деятельность самозанятого лица тоже содержит элементы рискованности (например, риск упущенного дохода), однако эти риски несопоставимы с рисками, которые несет предприниматель. Для предпринимательства характерно использование не только и не столько собственного труда, сколько привлеченного либо собственного имущества (оборотные средства, основные активы), а также наемного труда.
Таким образом, по нашему мнению, самозанятость имеет принципиальные отличия от предпринимательской деятельности. Собственно говоря, именно такие отличия в сущности этих понятий и привели к тому, что нормативно-правовое регулирование деятельности самозанятых лиц с помощью инструментов регулирования деятельности малого предпринимательства (индивидуальное предпринимательство) закончилось предсказуемым провалом.
Исходя из вышеизложенного, следует приветствовать эксперимент, связанный с введением специального налогового режима — налога на профессиональный доход.
Статьей 6 ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» установлен объект налогообложения. Таким объектом являются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за вычетом целого ряда ограничений.
Некоторые из таких ограничений (доходы, получаемые в рамках трудовых отношений, доходы от продажи недвижимого имущества) являются вполне обоснованными. Другие же ограничения (невозможность получения В то же время, довольно странным выглядит ограничение на применение этого режима для доходов от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности (п. 12 ст. 6 Закона) [4]. Именно нотариусы, адвокаты, субъекты оценочной деятельности и медиаторы являются классическими примерами самозанятых лиц, которые не являются предпринимателями, но получают профессиональный доход, реализуя свои профессиональные умения.
Как отмечает О. С. Соболь, действие специального налогового режима — налога на профессиональный доход распространяется не только на физических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей, которые выбрали данный специальный налоговый режим [5]. При этом индивидуальные предприниматели могут применять этот режим, равно как и любые другие субъекты, при соблюдении следующих условий:
- Субъект налогообложения не является нанятым работником и не привлекает нанятых работников.
- Субъект налогообложения не использует имущество для получения дохода.
- Ежегодная сумма дохода не превышает 2,4 миллионов рублей.
Как справедливо отмечает Е. Г. Чупракова, одним из ключевых рисков такого правового регулирования является то обстоятельство, что количество лиц, применяющих специальный налоговый режим, будет увеличиваться не в связи с реальной детенизацией экономики, а в связи с переходом части индивидуальных предпринимателей в этот новый налоговый режим [6].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо четкое разграничение между предпринимательской деятельностью и деятельностью самозанятого лица. Для этого, по нашему мнению, необходимо использовать два критерия:
- Отсутствие доходов от использования имущества.
- Отсутствие доходов от использования наемного труда.
Определенные вопросы вызывает критерий дифференциации налоговых ставок, применяемых в рамках специального налогового режима. Такая дифференциация осуществляется в зависимости от источника получения дохода: если доход получен от реализации товаров физическим лицам, применяется ставка 4 %, если же доход получен от реализации товаров индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам — применяется ставка 6 %. По нашему мнению, целесообразным является введение прогрессивной шкалы налогообложения с повышенной налоговой ставкой в случае получения высоких доходов (например, больше 1 000 000 рублей в год).
Резюмируя все вышеизложенное, безусловно, позитивным явлением следует считать сам факт начала эксперимента по введению данного налогового режима, как едва ли не первого за последние годы действенного шага со стороны государства в сторону детенизации экономики. В то же время, вне зависимости от экономических результатов введения налога на профессиональный доход, правовое регулирование данного института нуждается в совершенствовании. Для этого необходимо окончательно разграничить предпринимательскую и профессиональную деятельность, а также расширить действие данного режима на адвокатов, медиаторов и профессиональных оценщиков для легализации их доходов.
Литература:
- Бурлак Александр Вячеславович К вопросу о понятии «Самозанятые граждане» // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2016. № 4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-samozanyatye-grazhdane (дата обращения: 04.12.2019).
- Екатерина Вячеславовна Перевезенцева. Теневой рынок труда России: оценка масштаба и сферы распространения // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tenevoi-rynok-truda-rossii-otsenka-masshtaba-i-sfery-rasprostraneniya (дата обращения: 04.12.2019).
- Шуваев Е. А. Статус гражданина, зарегистрированного в качестве самозанятого, и проблемы налогообложения доходов самозанятых лиц // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-grazhdanina-zaregistrirovannogo-v-kachestve-samozanyatogo-i-problemy-nalogooblozheniya-dohodov-samozanyatyh-lits (дата обращения: 04.12.2019).
- Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/
- Соболь Ольга Станиславовна Налог на профессиональный доход в системе специальных налоговых режимов: эксперимент правового обеспечения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 7 (59).
- Чупракова Е. Г., Коротаева О. А. К вопросу о введении нового налога для «Самозанятых» граждан // Colloquium-journal. 2019. № 12 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vvedenii-novogo-naloga-dlya-samozanyatyh-grazhdan (дата обращения: 04.12.2019).