В статье рассматриваются особенности использования элементов теории графов через игры с дошкольниками с использованием ИКТ. Вектор интеллектуального развития дошкольника состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. На основе исследований выявлен результат интеллектуальной деятельности дошкольника.
Ключевые слова: пропедевтический курс, граф, объект, множество.
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Происходит понижение возраста введения пропедевтического курса основ информатики для младших школьников и дошкольников, что является актуальной задачей для современности.
Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО, нацелены на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей.
В обеспечении преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования в области информатики происходит формирование и развитие познавательных действий и интересов детей; развитие воображения и творческой самореализации.
Становление пропедевтического курса информатики в нашей стране было непростым и нескорым. Первыми среди тех, кто добился успехов, оказались далеко смотревшие вперед энтузиасты А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, А. Г. Кушниренко, Н. Я. Виленкин, Ю. М. Горвиц, И. Г. Житомирский, А. Г. Гейн, Е. К. Хеннер, И. Г. Семакин, М. А. Плаксин. Эти и многие другие ученые принесли ощутимый вклад в информатизацию дошкольного и младшего школьного обучения. [2]
Программы ДО охватывают пять образовательных областей, но в действующем ФГОС игровая деятельность не включена ни в одну из них. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Игры с использованием ИКТ развивают творческий потенциал ребенка, формируют готовность к проектной деятельности. Представление информации на экране в игровой форме представляет для детей огромный интерес, т. к. подача игр идет в движении, со звуком, мультипликацией.
Непрерывное наблюдение над объектами окружающего мира, их свойствами и отношениями — источник накопления знаний ребенка об окружающем мире. Этот процесс, сопровождаемый запоминанием, пониманием и обобщениями, присущ человеку с ранних этапов развития и становится преобладающим в тот период, когда учебная деятельность ребенка вплетается в деятельность игровую и даже начинает превалировать над игровой деятельностью. Такие особенности детского мышления были использованы еще в первых пропедевтических курсах информатики. [3]
Рассматривание темы «Графы» в дошкольном образовательном процессе возможно, так как пропедевтические задачи курса подготовки ребенка опираются на данные понятия. Основные цели и задачи образовательной области «Познавательное развитие» расширяют возможности ребенка на подготовительном этапе знакомства с элементами графов:
– формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);
– расширение опыта ориентировки в окружающем мире;
– развитие любознательности и познавательной мотивации;
– развитие познавательно-исследовательской деятельности;
– развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
– совершенствовать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Графы – это не те, которые носят усы и шпаги. Граф — это картинка, состоящая из нескольких точек и соединяющих их линий. При этом неважно, где именно нарисованы точки и какой формы линии, а важно, какая точка с какой соединена. Например, «Обводилки» — это графы; задача из детских развивающих книжек — «Проведи от каждой зверушки линию к ее домику» или «к тому, что она ест». Все это задачи на построение графа. Родословное древо — тоже граф, да еще с двумя видами «точек» — одни соответствуют мужчинам, другие женщинам.
Тема «Графы» постепенно входила в мир дошкольника. Еще в 1968 году вышла книга «Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям» под редакцией воспитательницы детского сада Фредерика Папи и математика Джорж Папи. Как помочь ребенку сделать первые шаги в математику? Как доступно, в игровой, занимательной форме ввести его в мир сложных математических понятий, какими путями развивать способность детей к абстрактному мышлению? Эти и многие другие вопросы исследуются авторами книги, которые предлагают задуматься над тем, чтоб изображать любые объекты — просто точками, а разноцветными стрелками — отношения между объектами: родства, порядка, эквивалентности; множества и соотношения между ними. В настоящей книге описаны всего первых десять занятий, где вводятся графы. Книга построена с опорой на ситуации, хорошо знакомые детям с раннего детства.
В современной литературе для формирования у детей умения графически изображать множества можно использовать методику «Семейный вернисаж», которая даёт возможность объяснить ребёнку графическое моделирование множества и отношений между элементами в одном множестве или элементами разных множеств. Объяснение идёт на портретах ребёнка и окружающих его близких детей и взрослых, поэтому методика получила название по основному «наглядному материалу». Выбор в качестве наглядности членов семьи безусловно потому, что для жизнедеятельности ребёнка это является наибольшей степенью понимания и знания.
Образовательный процесс алгоритмизирован пошаговым введением графического изображения множества. Шаги представлены блоками: 1) «Разноцветные точки»; 2) «Разновеликие точки»; 3) «Одноцветные и одновеликие точки».
Игровые задачи и упражнения на использование графов с применением ИКТ, можно разработать индивидуально, что является эффективным в методике обучения элементам информатики. Игры можно строить на основе распространенной программы презентаций MS PowerPoint, создавая банк развивающих игр.
Самое главное не забывать строить методику по отработанной в науке последовательности введения любой модели: от натурального объекта — к его стилизованному изображению, а затем — к условному обозначению по значимому или выбранному признаку.
Также учитывать значимость изобразительной деятельности в развитии ребёнка, так как интерес детей к ней велик и является основным дидактическим инструментом этого возраста.
На первом этапе игры делятся на классы: выбор по признаку, отрицание, соответствие, выбор из множества, классификация, обобщение, смысловые соотнесения, умозаключения, сравнения, систематизация. Задания: «Найди лишний объект», «Найди только множество …», «Раздели на множества», «Закончи множество», «Каждому свое место», «Кто что использует», «Найди маму малышу», «Кто чем питается». Игры должны быть ориентированы на максимум иллюстраций, минимум — текста. [4]
Задание формулируется в игровой форме, конкретика задач реализуется их «сюжетностью», которая стимулирует детей, делая их активными соучастниками ситуаций. Организация проведения игры происходит в соревновании, что приносит дошкольнику новые эмоции и формирует мотивацию к познанию. [3]
Решение заданий может быть неоднозначным, что даст возможность ребенку обосновать свой выбор и доказать, что подталкивает дошкольника к творческой деятельности. «Поддерживающая реакция» для малыша может быть и доброе слово педагога, и яркое изображение смайлика на экране.
Далее происходит осмысленное замещение объекта символом, т. е. точкой и выстраивание отношений между элементами множества. На этом этапе используем точки разной величине и разноцветные. Более сложное в методике замещение объектов символами одного цвета и одного размера. Ребенок учиться планировать, выстраивать логику образа, явления, замещать их на символ, элементы объединять во множества.
На ранних этапах развития ребенка обязательно используют игры Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Д. Кюизенера, В. А. Кайе, З. П. Дьеныша, М. Монтессори. Разнообразие интеллектуального материала для развития дошкольника помогут:
– легче усвоить понятия — форма, цвет, величина;
– глубже постичь понятия множества, элемент множества;
– определить характеристические признаки предметов и явлений;
– ориентироваться на плоскости и пространстве;
– развивать воображение, творческие способности.
Организованное исследование состояло из вербальных и невербальных методов: выявление особенностей словесно-логического мышления и наглядно-образного. В экспериментальном коллективе 35 воспитанников из подготовительной группы в возрасте 6–7 лет. [6]
Таблица 1
Результаты диагностики
уровень развития мышления |
число дошкольников |
число дошкольников в % |
высокий |
4 |
11,43 |
средний |
28 |
80 |
низкий |
3 |
8,57 |
очень низкий |
0 |
0 |
Рис. 1. Процентное соотношение результатов
Практически все дети справились с легкостью, не справились дошкольники с отклонениями в здоровье, так как им требуется помощь взрослого. Диаграмма позволяет считать уровень развития вербального и невербального мышления старших дошкольников достаточно высоким. Можно сделать вывод, что у детей развиты способности к обобщению, сравнению, классификации и систематизации. Испытуемые с легкостью выделяли признаки предметов, устанавливали отношения и связи между объектами, организовывали во множества, вычленяли лишние.
Можно достичь результатов, которые предполагают методические требования ФГОС в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:
– ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
– интересуется причинно-следственными связями;
– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– склонен наблюдать, экспериментировать.
А. П. Ершов научно доказал актуальность формирования операционного стиля мышления современного человека, вступающего в жизнь в эпоху информационного общества. Предложенная А. П. Ершовым модель, состоящая из перечня знаний, умений и навыков человека информационного общества явился прототип программиста. [1]
Сегодня дети испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Высокий интеллектуальный уровень игр развивают такие качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества.
В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления ребенка, а игры с использованием ИКТ облегчают переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Но надо не забывать о мере допустимости пребывания ребенка у экрана, основываясь на СанПин и рекомендации педагогов. [5]
Литература:
- Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (тесты, методики, опросники). — Волгоград: Учитель, 2015. — 315 с.
- Ершов А. П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // Кибернетика. — М., 1972. — № 5. — С. 95–99
- Кушниренко А. Г., Г. В. Лебедев. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2010. — 464 с.
- Леонов А. Г., Первин Ю. А.. Учебные и текстовые логические задачи в пропедевтическом курсе информатики // Информатика в образовании. — М., 2015. — № 9. — С. 32–36
- Леонова Л. А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации. — М.: МПСИ, 2014. — 165 с.
- Первин Ю. А., Первин Т. Ю. Множества, элементы, признаки. — Самара: СИПКПРО, 2002. — 113 с.