Понятие административной ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 1468 раз

Библиографическое описание:

Семёновых, К. С. Понятие административной ответственности / К. С. Семёновых, С. А. Рузметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65402/ (дата обращения: 15.11.2024).



Административное правонарушение определяется как виновное противоправное действие (бездействие) юридического или физического лица, ответственность за которое устанавливается Кодексом об административных правонарушениях РФ либо законами субъектов РФ. В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения. Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

Изучение законодательства позволяет говорить о следующих признаках административной ответственности:

1) она предусматривается действующим законодательством;

2) ее наступление возможно при наличии полного состава правонарушения;

3) в ее основе лежит государственное принуждение; особый аппарат является реализацией санкций юридических норм, предусматривается применение мер наказания к виновному;

4) для правонарушителя наступают определенные неблагоприятные последствия в виде лишения известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д.);

5) законом установлена процессуальная форма ее возложения и реализации; за нарушение процедурных норм также предусмотрена ответственность;

6) уполномоченные на то компетентные органы и должностные лица осуществляют ее реализацию в строго определенном порядке и в пределах своих полномочий.

Закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении содержится в ч. ч.1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ. Один из них — обнаружение достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушение должностными лицами, которые уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.

П.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола о совершении административного правонарушения кроме случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Пп. 1–2 ст. 28.5 КоАП РФ регламентировано требование к немедленному после выявленного административного правонарушения составлению протокола, за исключением случаев, когда требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела, уточнить сведения о юридическом лице либо данные о физическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. При данных обстоятельствах протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления.

Административное расследование проводится в случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» определено понятие административного расследования как комплекса процессуальных действий уполномоченных лиц, требующих значительных временных затрат, которые направлены на выяснение обстоятельств, при которых совершено административное правонарушение, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Пункт 1 ст. 28.7 КоАП РФ определяет случаи, при которых проводится административное расследование. Данное расследование проводится по месту выявление либо совершения административного правонарушения возбудившим дело об административном правонарушении должностным лицом, которое уполномочено составлять данного вида протоколы, либо иным должностным лицом этого органа в соответствии с п. 4 ст. 28.7 КоАП РФ) на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Сроки составления протокола об административном правонарушении по окончании расследования предусмотрены ст. 28.7 КоАП РФ.

Дальнейшие действия определены п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ: постановление прокурора либо протокол об административном правонарушении может быть направлен в суд либо уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении должностному лицу в срок не позднее трех суток с момента вынесения постановления либо составления протокола об административном правонарушении.

П. 1.1 ст. 28.8 КоАП РФ устанавливает, что к постановлению прокурора либо протоколу об административном правонарушении, предусматривающем административный штраф, направляемому в соответствии с п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, должна прилагаться необходимая информация для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, которые предусмотрены законодательством РФ о национальной платежной системе.

Далее дело об административном правонарушении рассматривается и по результатам рассмотрения в соответствии с п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ выносится либо постановление о назначении административного наказания, либо прекращается производство по данному делу.

Ст. 3.3. КоАП РФ устанавливает, что за одно административное правонарушение назначается основное либо основное и дополнительное административное наказание в соответствии с указанными в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. В случае, если санкцией данной статьи предусмотрено обязательное назначение основного и дополнительного наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено в отношении субъекта административного правонарушения, то может быть назначено только одно из наказаний, предусмотренное в отношении данного лица. В качестве основных наказаний применяются административный штраф, предупреждение, лишение физического лица предоставленного ему специального права (в качестве исключения предусмотрено право управления транспортным средством соответствующего вида), обязательные работы, дисквалификация, административный арест либо административное приостановление деятельности.

В качестве и основных и дополнительных применяются конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность при назначении административного наказания, а ст. 4.5 КоАП РФ регламентирована давность привлечения к административной ответственности.

П. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности юридических лиц и определен порядок определения их вины. Юридические лица признаются виновными в совершении административного правонарушения в случае установления их виновного поведения. В частности, если установлено, что юридическое лицо имело возможность соблюдать нормы и правила, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но меры по их соблюдению данным лицом не были приняты.

П. 1 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений в предусмотренных ст.ст. раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях случаях.

П. 2 ст. 2.10 КоАП РФ определено: если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что нормы, установленные данными статьями, применимы лишь к физическому либо только в отношении юридического лица, то они в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица. Исключением являются случаи, в которых смысл данных норм позволяет отнести и применить их лишь в отношении физического лица.

Перечень видов наказаний, применяемых к юридическим лицам, содержит п. 2 ст. 3.2 КоАП РФ: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Говоря об административной ответственности индивидуальных предпринимателей, следует отметить, что в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, применяется административная ответственность как к должностным лицам, если иное не установлено законом.

П. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» определяет, что судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ при решении вопроса о применении норм КоАП РФ к индивидуальным предпринимателям, совершившим правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В ином случае индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности как гражданин.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при совершении им административного правонарушения, связанного с ненадлежащим исполнением либо неисполнением своих служебных обязанностей.

Примечание к указанно статье содержит определение «должностного лица»: лицо, осуществляющее функции представителя власти временно, постоянно либо в соответствии со специальными полномочиями, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него, равно как и выполняющее административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции органах местного самоуправления, в государственных органах, государственных и муниципальных организациях, органах государственных внебюджетных фондов РФ, либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ лицо.

П. 1 ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрен перечень административных наказаний, которые могут быть применены к должностным лицам, без каких-либо оговорок. Перечень административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, включает предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административная ответственность граждан в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ предусматривается в отношении лиц, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Освобождение от административной ответственности с применением к виновному лицу мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, предусматривает процедуру выяснения конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их.

Ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрен порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения: в таком случае судья, должностное лицо либо соответствующий орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, ограничиваются устным замечанием.

П. 21 Постановления Пленума N 5 устанавливается, что при установлении в процессе рассмотрения дела судьей малозначительности совершенного административного правонарушения, он вправе на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем указывается в постановлении о прекращении производства по делу. На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при установлении малозначительности административного правонарушения при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении должно быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В указанном Постановлении содержится определение малозначительного административного правонарушения — таковым признается действие или бездействие, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ, как указывает Пленум, ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Ст. 2.8 КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности физического лица, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие временного либо хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное правонарушение, административная ответственность, административный штраф, физическое лицо, юридическое лицо, лицо, субъект РФ, дело, должностное лицо.


Задать вопрос