В статье отражены основные тенденции и перспективы ВЭД Китая в машиностроительном комплексе. Машиностроение занимает весомую долю в ВЭД Китая и является показателем научно-технического прогресса страны. Машиностроение помогает обеспечивать другие отрасли оборудованием, а население — предметами потребления. Кроме того, Китай является одним из крупнейших поставщиков промышленного оборудования. И за последние десятилетия список экспортируемого оборудования только растет.
Ключевые слова: машиностроительный комплекс, оборудование, инновации, стратегии, обрабатывающая промышленность, экспорт, технологии.
Машиностроительная отрасль является лидером среди других отраслей промышленности в области высокотехнологичного промежуточного использования. Это часто считается менее научно занятым сектором по сравнению с инновационными отраслями, однако именно машиностроение играет важную роль в распространении передовых машин, оборудования и производственных процессов на другие отрасли экономики.
Большинство продуктов машиностроения относятся к инвестиционным товарам, необходимым для широкого спектра капиталовложений. Отдельные подсекторы машиностроения обеспечивают инвестиционные товары для таких секторов, как текстильная, бумажная, горнодобывающая промышленность, строительство и сельское хозяйство. Некоторые из этих отраслей (текстиль, целлюлоза и бумага и т. д.) подвержены довольно глубоким инвестиционным циклам, что создает значительные проблемы для развития машиностроения. Часть поставщиков инвестиционных товаров обеспечивают несколько секторов экономики, что снижает угрозу сокращения производства.
До конца прошлого века большинство китайских машиностроительных компаний были государственными предприятиями, которые технологически и управленчески отстали от своих международных конкурентов. Во многих отраслях у Китая не было собственных прав интеллектуальной собственности, и внутренний спрос был удовлетворен главным образом импортом.
В первом десятилетии 21 века благодаря иностранным инвестициям была произведена достаточная квалифицированная рабочая сила для значительного улучшения управления компаниями. Правительство начало придерживаться политики «рынок в обмен на технологии», сосредоточившись на импорте капитала из импорта машин. Многие иностранные компании приобрели акции китайских предприятий.
Размер и темпы роста китайского рынка создали благоприятные условия для развития крупных компаний, которые могли бы лучше использовать влияние масштабов производства, чем их зарубежные конкуренты.
Сегодня прибытие иностранных инвесторов в Китай по-прежнему приветствуется, но ограничения на покупку контрольного пакета акций китайских компаний становятся все более жесткими. Китайское правительство фокусируется на передаче технологий, а не на импорте машин и капитала. Однако в ближайшие годы страна будет по-прежнему зависеть от компонентов, станков и оборудования специального назначения, изготовленных за ее пределами.
В 2016 году Китай разработал семь стратегических направлений промышленной политики и инвестиций: биотехнологии; новые источники энергии; производственное оборудование, высокий технический уровень; энергосбережение и охрана окружающей среды; экологически чистые транспортные средства; новые материалы; новое поколение информационных технологий. К 2022 году эти отрасли должны составить 8 % ВВП страны.
Эта концепция развития позволит китайским предприятиям конкурировать на мировом рынке в высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью. Конечной целью является создание полных производственных цепочек, от основных разработок до коммерческого использования продуктов.
Развитие семи стратегических отраслей тесно связано с инновациями. Основой исследований и разработок китайских национальных компаний должны быть отечественные инновации. Национальные расходы на НИОКР составляли 2,2 % ВНП в 2018 году. Задача китайской промышленной политики становится переходом от «сделано в Китае» до того, что было «разработано».
В качестве мер по изменению модели развития машиностроения Китая предлагается ускорить процесс формирования промышленных групп и корпораций, увеличить инновационные возможности предприятий, охватить всю выпускаемую продукцию стандартами качества, соответствующими мировым стандартам, улучшить управление и кадровую работу на предприятиях машиностроительного комплекса.
Во втором десятилетии ХХI века перед китайским машиностроением встали новые задачи: к 2025 г. поднять уровень развития отрасли до уровня промышленно развитых стран. Эти задачи проистекают из Программы «Сделано в Китае — 2025», принятой в 2015 г. Это первый в истории КНР десятилетний план действий, нацеленный на модернизацию национальной обрабатывающей промышленности. В нем определены 9 приоритетных направлений — поднятие инновационного потенциала обрабатывающего сектора, повышение уровня интеграции информационных технологий и индустрии, укрепление потенциала базовых отраслей промышленности, активизация процесса формирования китайских брендов, всестороннее внедрение «зеленого» производства, обеспечение прорывов в развитии 10 ключевых отраслей, углубление структурной перестройки обрабатывающего сектора, активное развитие обслуживающих производств и производственных услуг и, наконец, повышение уровня интернационализации обрабатывающего сектора.
К 10 ключевым отраслям, согласно плану, относятся: ИТ-индустрия нового поколения, станки с цифровым управлением и роботы высокого класса, аэрокосмическое оборудование, морское инженерное оборудование и высокотехнологичные суда, передовое оборудование для рельсового транспорта, энергосбережение и автомобили, работающие на новых источниках энергии, электроэнергетическое оборудование, сельскохозяйственное машиностроение, новые материалы, биофармацевтика и медицинская техника с высокими характеристиками.
Для достижения поставленных целей внимание, согласно плану, будет акцентироваться на 5 основных проектах. Имеется в виду создание Национального центра по развитию отечественных производственных отраслей, налаживание интеллектуального производства, повышение базовой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, организация экологического производства, инновации в сфере высокотехнологичного оборудования6.
Следует отметить, что модернизация промышленности, и в первую очередь машиностроения будет осуществляться по линии развития «умного производства». Об этом было сказано в 2015 г., в ходе «Международной конференции по интеллектуальному производству — 2015». Развивать интеллектуальное производство, в первую очередь в машиностроении, предполагается в два этапа.
Первый (2015–2020): внедрение цифровых сетевых технологий в производственные отрасли непосредственно на предприятиях.
Второй (2020–2025): интеграция сетевых технологий и дальнейшая интеллектуализация производственных процессов.
На каждом этапе в Китае планируется придерживаться четырех наиболее важных принципов: развивать инновации, интеллектуализировать производственный процесс, укреплять промышленные предприятия, обеспечивать экологическую безопасность процессов.
Конкретизируя реальные достижения Китая в сфере современных технологий, следует отметить, что в стране был совершен прорыв в освоении технологий ключевого оборудования. Согласно программе развития производства оборудования Китая, аэрокосмическая промышленность, производство оборудования для энергетики, железнодорожного транспорта, производство автоматически управляемого оборудования стали приоритетными направлениями развития машиностроительной отрасли.
Если Китай к 2025 г. сможет решить перечисленные выше задачи, то это, как предполагается, позволит ему выйти в число лидеров по многим техническим инновациям.
Литература:
- Виноградов А. В. Внутриполитические вызовы Китаю в начале 21 века // МГИМО МИД России. -. 2017. — № 3. — С. 131–145.
- Котляров Н. Н. Взаимодействие Китая с внешним миром в условиях «новой нормальности» китайской экономики // Мировая экономика. -. 2017. — № 2. — С. 27–37.
- Глотова М. Роль китайских государственных компаний в инновационной политике КНР // Экономика зарубежных стран. -. 2017. — № 1(40).
- 13-я пятилетка (2016–2020 гг.) — важнейший этап построения в Китае общества малого благоденствия «сяокан» / отв. ред. А. В. Островский; сост. П. Б. Каменов. — М.:ИДВ РАН, 2018. — 304 с.
- Е. Кранина, Научная конференция «Итоги 12-й пятилетки (2011–2015 гг.) и перспективы развития экономики КНР до 2020 г». // [электронный ресурс] — URL http://www.ifes-ras.ru/events/4-conferences/1753–2016..http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/7_5_03.htm