В настоящее время система среднего профессионального образования находится в состоянии бурного развития инновационной деятельности. Важнейшим средством обновления и модернизации профессионального образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях. Инновационная педагогическая деятельность требует новых подходов в организации работы в образовательных организациях.
Современное экономическое состояние России требует финансово грамотного и экономически активного населения. Это должно проявляется как через краткосрочные перспективы, так и через долгосрочные пенсионные, страховые и ипотечные программы.
Для формирования у населения высокого финансово грамотного поведения требуется наличие базовых основ, которые должны служить основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами, осознанного использования ими продуктов банковского и страхового сектора, формирования стратегии пенсионного обеспечения.
Повышение финансовой грамотности населения должно способствовать воспитанию граждан, активно вовлеченных в процессы управления экономикой страны, что в свою очередь обеспечит постепенное развитие финансового рынка и повысит конкурентоспособность экономики нашей страны, обусловленной принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р) [1].
При долгосрочных перспективах место финансовой грамотности лежит на ответственности и значении индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния каждого гражданина страны на всех периодах его жизни.
Кризисы 2008–2009 и 2014–2015 город выявили ряд проблем, риски, связанные с низким уровнем финансовой грамотности населения России. Это проявилось в задолженности по потребительским кредитам, отсутствии подушки безопасности, в неоптимальном расходовании средств, а также в принятии безответственных финансовых решений.
В сложившейся ситуации необходимо помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать взвешенные решения, распоряжаясь личными деньгами. Следовательно, стать уверенными, целеустремлёнными и ответственными взрослыми, которые с успехом смогут внести весомый вклад в предприятие, где будут осуществлять свою профессиональную деятельность, или открыть своё собственное дело и успешно вести бизнес, делая город, регион и страну процветающей. Не секрет, что функциональная грамотность является показателем общественного благополучия [3]. А ее высокий уровень указывает на определенный культурный уровень населения.
Такая проблема и обусловила организовать в Бузулукском филиале Финуниверситета при Правительстве Российской Федерации малую инновационную группу преподавателей под руководством к. э.н. Сергеевой Н. Ю. и Рубцовой Е. А. площадку по формированию основ финансовой грамотности школьников с проектами «Студент на один день» (2018 год), «Мы и цифровая экономика» (2019 год).
Проект представляет собой комплекс мероприятий-уроков по профессиональной ориентации и овладению основами финансовой грамотности школьниками старших классов (14–17 лет) в условиях цифровизации экономики, предъявляющей новые требования к профессиональным качествам будущего специалиста на рынке труда.
В результате реализации проекта школьнику проще сделать выбор в пользу будущей профессии, определить комфортность пребывания в учебном заведении и повысить уровень финансовой грамотности: грамотно и эффективно использовать финансовые инструменты в целях улучшения своего благосостояния. Все это выступает как важный фактор успешной социализации школьников.
Целью реализации проекта является организация системы мероприятий профориентационной направленности среди школьников старших классов путем погружения в студенческую среду, повышение уровня финансовой грамотности, информационного и делового общения.
На основе данной цели определены следующие задачи проекта:
проведение системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы на базе учебного заведения;
развитие у школьников современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;
формирование готовности использовать приобретенные знания в своей жизнедеятельности, а также в выборе будущей профессии повышение социальной активности молодежи.
Основным форматом проекта является система мероприятий, направленных на профориентационную и просветительскую работу по финансовой грамотности путем проведения экскурсий, «живых уроков», деловых игр, тренингов, встреч с практическими работниками экономики и бизнеса на базе Бузулукского филиала Финансового университета при Правительстве РФ для учащихся старших классов школ Оренбургской и Самарской областей.
Механизм реализации проекта:
I этап. Участников проекта «Студент на один день» встречают студенты — волонтеры, проводят экскурсию по учебным корпусам, музею колледжа, знакомят с традициями и студенческой образовательной средой.
II этап. Знакомство со спецификой обучения по специальностям: «Финансы», «Банковское дело», «Страховое дело (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», условиях поступления.
III этап. Так как в проекте «Студент на один день» реализуются возможности повышения финансовой грамотности, с учетом современных требований к информационному и деловому общению, то в рамках проекта можно посетить четыре урока:
– Урок финансовой грамотности «Экономика и мы» предполагает освоение базовых знаний для формирования экономического мышления, адаптации в изменяющейся экономической среде, что способствует дальнейшему культурному, экономическому развитию, финансовой неуязвимости, грамотности и предпринимательской подготовке.
– Урок «Информационные технологии в экономике» предполагает расширение уровня экономической грамотности школьников, обучение технологии применения гиперссылок и триггеров в программе MS POWERPOINT.
– Урок «Этика делового общения» предполагает развитие и расширение коммуникационного взаимодействия между людьми и группой людей на основе принципов, норм и правил делового этикета.
– Урок — Спортивно-познавательный квест «Капитал» позволяет обобщить базовые экономические знания в сочетание с физическими упражнениями.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для того, чтобы школьники сформировали правильное мнение о специальностях, по которым ведется подготовка в Бузулукском филиале Финуниверситета.
IV этап. Вручение сертификатов участникам проекта.
В ходе осуществления проекта используются различные формы и методы работы с целевой аудиторией: работа в группах, решение кейсов, личностное общение, деловая игра, диалоговое взаимодействие и др.
Каждой стадии работы по проекту соответствует поисковый или проблемный метод получения знаний, умений, практического опыта, а в целом — повышение познавательной активности школьников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Важной составляющей работы площадки является внедрение в практику образовательной деятельности использования педагогами новых технологий и образовательных сред для повышения финансовой грамотности обучающихся, цифровых технологий.
В 2018 году участниками проекта стали 204 школьника, в 2019 году 186 школьника из средних образовательных школ города Бузулука и Бузулукского района Оренбургской области. В октябре — ноябре 2019 года принято 186 школьников из района и города. По результатам анкетирования школьников, количество желающих поступать в Бузулукский филиал увеличилось на 27,3 %.
Новизной проекта является объединение приоритетных направлений молодежной политики:
– организация профориентационной работы (информация об истории учебного заведения путем посещения музея, о внеурочной деятельности, специфике обучения на разных специальностях, условиях поступления);
– содействие социальной активности (взаимоотношения со студентами-волонтерами, студенческим советом, педагогическим отрядом);
– повышение уровня финансовой грамотности (уроки, деловые игры, тренинги);
– формирование здорового образа жизни (спортивный квест).
Социальными партнерами проекта являются участники регионального проекта «Социальная активность»: Студенческий Совет «Феникс», Волонтерский отряд «Ты не один», Педагогический отряд «Спутник» — сопровождение участников проекта и проведение спортивно — познавательного квеста «Капитал».
Таким образом, формирование у школьников финансовой грамотности архиважно и необходимо. Для населения отсутствие финансовых знаний и умений является основной причиной снижения уровня их финансового благосостояния, возникновения финансовых потерь, неудовлетворенности результатом своей профессиональной деятельности, а также уменьшения возможностей грамотного отстаивания своих экономических прав [2].
Таким образом, финансовые знания нужны всем слоям населения, вне зависимости от возраста, однако это особенно важно для молодых людей, только вступившим или вступающим в самостоятельную жизнь и начинающим свою профессиональную реализацию.
Население с высоким уровнем финансовой грамотности способно ответственно относится к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов, в связи с этим преподавателями филиала Щавелевой Н. Н., Кузнецовой С. В., к.э.н. Сергеевой Н. Ю., Рубцовой Е. А., к.э.н. Куделиной Т. Ю., Нижегородовой Г. Ю., Кругловой Т. В.) осуществляется индивидуальное и групповое консультирование населения по финансовой грамотности, проводятся мастер-классы, диспуты.
В настоящее время в Бузулукском филиале Финуниверситета реализация проекта оказывает показывает положительные результаты, в том числе:
– особенности формирования и продвижения бренда Бузулукского филиала Финуниверситета и Финансового университета при Правительстве РФ на рынке образовательных услуг;
– расширение спектра предоставляемых населению образовательных услуг и увеличение числа их потребителей;
– актуализация инновационного потенциала педагогических кадров, мобильность коллектива при формировании образовательных программ, ведение кадровой политики, направленной на развитие кадров, обеспечение уровня их профессионального и личного роста;
– увеличение контингента обучающихся, занятых в кружках, секциях и творческих объединениях, а также участников конкурсов, олимпиад, выставок;
– формирование традиций, связанных с образовательной деятельностью: проведение научно-практических конференций, тематических недель по специальностям, студенческих форумов и др.;
– повышение уровня образовательной культуры обучающихся колледжа, расширение диапазона познавательных интересов, понимание ими образования как деятельности, ведущей к профессиональному и социально-культурному развитию, нацеленность на дальнейшее обучение по программам профессионального образования;
– развитие материально-технической базы колледжа в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки обучающихся;
– развитие социального партнерства с другими образовательными организациями.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»// Собрании законодательства Российской Федерации от 2 октября 2017 г. N 40 ст. 5894
- Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iklife.ru/finansy/finansovaya-gramotnost-chto-eto-takoe-i-zachem-ona-nuzhna.html — (дата обращения: 20.11.2019).
- Лазебникова А. Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 22–30.