В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, педагогическая инновация, профессиональная деятельность педагога дошкольного образования, мотивация инновационной деятельности.
В настоящее время общество предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Эффективность и уровень профессиональной деятельности обусловлены развитием мотивации инновационной деятельности специалиста.
На основании актуальности рассматриваемой нами темы целью данной статьи является выявление психолого-педагогических условий развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Одним из показателей уровня развития профессиональной деятельности педагога дошкольного образования является ее инновационная направленность. В связи с этим инновационная деятельность может рассматриваться как вид профессиональной деятельности педагога. При этом мотивационная составляющая инновационной деятельности обусловливает целесообразный и сознательный характер действий педагога дошкольного образования и определяет его профессионально-личностные возможности [2, с.52].
В инновационном ДОУ все изменения (в системах работы с кадрами, построения воспитательнообразовательного процесса с детьми, взаимодействия с родителями и т. д.) направлены на достижение конкретных целей и должны приводить к качественно новым результатам работы. М. М. Поташник выделяет показатели образовательного учреждения, характеризующие его как инновационное:
- Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения.
- Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.
- Периодическое внесение изменений в цели образовательного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона.
- Высокий уровень развития образовательного учреждения как системы [3, с.403].
В научных исследованиях мотивационный компонент выделяется наряду с креативным, технологическим и рефлексивным компонентами инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений (Ю. Н. Кулюткин, В. П. Ларина, А. В. Лоренсов, И. Е. Пискарева, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Н. П. Фетискин, Л. М. Фридман, А. И. Щербаков и др.),
М. А. Сафронова отмечает, что «инновационная деятельность в образовании характеризуется разработкой и внедрением принципиально новых образов содержания и технологий обучения, наличием носителей, которые данную деятельность осуществляют, а инновационная личность характеризуется таким качеством как способность к преобразованию действительности на основе ответственности и творчества» [4, с.345].
Инновационная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения является спецефической по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, проявлениям мотивации педагога. Позитивное или негативное отношение к инновационной деятельности в целом определяется иерархией мотивов педагога дошкольного образования, поэтому актуальным является понимание того, что инновационная деятельность невозможна без четко выстроенной мотивации педагогического труда.
Мотивация педагога дошкольного образования к осуществлению инновационной деятельности включает систему мотивов, побуждающей специалиста действовать специфическим, целенаправленным образом в отношении инноваций в образовательном процессе детского сада. Мотивация педагога к осуществлению инновационной деятельности выражается в его потребности и стремлении к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики.
Е. А. Гончарова считает, что мотивация к инновационной деятельности может выражаться в отношении педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций [1, с.324].
М. М. Севостьянова указывает на то, что инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. К этим мотивам они относят:
1) внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.);
2) мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.;
3) профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.);
4) мотивы личностной самореализации [5, с.197].
На основании изучения психолого-педагогической литературы мы пришли к тому, что процесс развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности будет эффективным, если учитывать следующие психолого-педагогические условия:
– создание инновационной среды в дошкольном образовательном учреждении;
– формирование инновационного поведения у педагогов дошкольного образовательного учреждения; содействие педагогам дошкольного образовательного учреждения в карьерном росте.
Важным условие для развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности является содействие педагогам в карьерном росте.
Таким образом, качество и уровень профессиональной деятельности педагога дошкольного образования обусловлена развитием мотивации к осуществлению инновационной деятельности и профессионально-личностного потенциала специалиста, что, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень решения профессиональнопедагогических задач развития и воспитания подрастающего поколения. Эти аспекты важно учитывать в процессе организации методической работы старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
- Гончарова Е. А. Мотивация педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности / Е. А. Гончарова // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. Материалы VIII международной научной конференции. — 2018. — C.324–326.
- Захарова Л. М. Инновационная деятельность дошкольных образовательных организаций / Л. М. Захарова // Поволжский педагогический поиск. — 2017. — № 4. — С.52–56.
- Козлова, А. М. Дошкольное образование / А. М. Козлова, Е. В. Никифорова, Н. А. Скопинова. — М.: ЦГЛ, 2017. — 958 c.
- Сафронова М. А. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении / М. А. Сафронова // Вестник ТОГИРРО. — 2015. — № 1. — С.345–349.
- Севостьянова М. М. Развитие мотивационной готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности / М. М. Севостьянова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2018. — № 1. — С.197–200.