Техника рисования веревочкой как средство развития мелкой моторики рук у детей с ТНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Власова, И. Ю. Техника рисования веревочкой как средство развития мелкой моторики рук у детей с ТНР / И. Ю. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65418/ (дата обращения: 17.10.2024).



Педагогическое творчество — это сложный путь, требующий огромной затраты сил. В настоящее время система образования пытается подстроиться под каждого ребенка, найти успешные пути решения проблем, показать при этом положительный результат.

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения не точны или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Несформированность графических навыков и умений мешают ребенку воплощать в рисунках задуманное, адекватно отображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.

Анализ рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии г.Сызрани на 2018–2019 учебный год показал, что 67 % воспитанников подготовительной к школе группы № 2, рекомендованы занятия с психологом по формированию эмоциональной стабильности, регуляторного компонента деятельности, пространственно-временных представлений, коммуникативных навыков, снижению тревожности.

Указанные особенности в развитии детей с ТНР спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов-психологов и учителей логопедов специально организованной коррекционной работы с детьми. Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

В работе с детьми этой категории мы используем нетрадиционную технику рисования веревочкой.

Перед началом игры-занятия проводим игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторки. Тактильная форма ощущений является наиболее древней. Их мы получаем через кожу: сухое-мокрое; колючее-гладкое; мягкое — твердое. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько мы удобно сидим, лежим, стоим, комфортно ли при движении. Тактильно кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Игра «Подводное царство»

Возьмем емкость с крупой гречка (рис, пшено), опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Можно играть в прятки с ручками, можно пальчиками походить ручками по дну. У детей такое купание вызывает восторг. Задание найти определенные предметы (рыбки по цвету, по количеству; шарики по форме и цветы; геометрические фигуры и тд.)

Игра «Отпечатки ваших рук»

Ребенок и взрослый по очереди делают на ровной поверхности с крупой отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на поверхности с крупой, слегка вдавив на её, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывает ребенку свои ощущения, воспитанник, получив образец рассказывания, пробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Постепенно накапливая свой чувственный опыт, он учиться передавать свои ощущения словами.

Опыт работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовал в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные техники рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование этих предметов не дает детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А рисовать можно чем угодно и как угодно.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Представляем рисование нетрадиционной техникой рисования- веревочкой. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников с ОВЗ формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование веревочкой — это маленькая игра. В своей работе педагога-психолога с детьми мы использую эту технику для решения следующих задач:

− Совершенствование зрительного восприятия и глазомера, ориентировки на листе бумаги.

− Формирование плавности, ритмичности и точности движений.

− Подготовка руки к письму.

− Развитие мелкой моторики.

− Развитие воображения,

Техника работы заключается в следующем: выкладывания узоров на бархатной бумаге, для образца можно выбрать любой несложный рисунок.

Используем рисунки из книги «Рисование веревочкой» А. В. Никитиной. Сначала это просто волны, узоры из петелек. Затем более сложные рисунки. Сложность заданий зависит от толщины, и от длины веревочки, чем толще и короче веревочка, тем легче выполнить задания, и чем тоньше и длиннее веревочка, тем труднее выполнять задания.

И когда ребенок освоит все приемы и сложные рисунки, можно предложить для выкладывания картины, веревочки разных цветов и длины.

Дети с низким уровнем развития мелкой моторики испытывают трудности при выполнении таких заданий. Но в результате пальцы рук становятся более ловкими, движения их точными и согласованными. Так же нетрадиционная техника рисования веревочкой вдохновляет детей на новые идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть:

− игра, которая является основным видом деятельности дошкольников;

− сюрпризный момент-герой сказки «веревочка» и с ней происходят различные приключения и ей нужно помочь, дети никогда не откажут в помощи слабому им важно почувствовать себя значимым;

Рисунки с помощью веревочки отличаются мягкостью полученных форм, визуальным объемом, развивают чувство прекрасного, подготавливают их к восприятию произведений изобразительного искусства.

Использование этих стимулов позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает дополнительную свободу для самовыражения.

По результатам работы мы отмечаем, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют к ним большой интерес. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Ребята с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям.

Литература:

  1. Грабенко Т. М.,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
  2. Никитина А. В. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, нетрадиционная техника рисования, веревочка, игра, палец рук, Развитие воображения, развитие детей, рисунок.


Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через ознакомление с художественной литературой

Использование песочной терапии в системе логопедической работы с детьми с ТНР

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через ознакомление с художественной литературой

Использование песочной терапии в системе логопедической работы с детьми с ТНР

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни

Задать вопрос