В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования и изменения стереотипов, понятие «этническая идентичность». Кроме того, представлены результаты исследования гетеростереотипов у юношей и девушек с разным типом этнической идентичности и выявлены особенности этнических гетеростереотипов о китайцах, американцах, украинцах, немцах у молодежи с каждым типом этнической идентичности.
Ключевые слова: этническая группа, этническая идентичность, позитивная этническая идентичность, этническая индифферентность, этноэгоизм, этнофанатизм, этноизоляционизм, этнонигилизм, этнический стереотип, гетеростереотип, молодежь.
Одной из особенностей современного общества является усиление межкультурного взаимодействия, связанное с увеличением количества межэтнических контактов. Межэтническое восприятие является основой понимания людей различных этнических групп. Одной из составляющих такого восприятия можно назвать этнические стереотипы.
По данным социологических исследований, в России отмечается рост миграции. Тем не менее, остаются регионы, которые можно назвать монокультурными. В нашем исследовании мы изучали население именно таких регионов: все респонденты являются представителями русского этноса и практически не имели прямого контакта с другими этническими группами.
В этническом сознании каждого народа имеются обобщенные представления о той или иной этнической группе. А. А. Бодалев определяет этнические стереотипы как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп. Таким образом, национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей [1].
Ю. П. Платонов выделил основные черты этнических стереотипов: повышенная эмоциональность и устойчивость в отношении оцениваемой этнической группы. Благодаря отдельным стереотипам у народа складывается обобщенный образ типичного представителя той или иной этнической группы.
Ю. П. Платонов также отмечает, что на формирование и изменение стереотипов оказывают влияние различные факторы:
– Политическая, экономическая и религиозная системы общества, оказывающие влияние на формирование норм, ценностей, идеалов, императивов.
– Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.
– Индивидуально-психологическое бытие индивида, или совокупность реальных фактов жизни конкретного человека [2]. Таким образом, изменения в социальной, политической и экономической сферах могут оказывать влияние на изменение стереотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени.
Неразрывно с понятием этнической стереотипизации связано понятие этнического самосознания индивида и его этнической идентичности. Т. Г. Стефаненко определяет этническую идентичность как составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [4]. Многоликое этническое пространство России неоднозначно влияет на этническую идентичность: с одной стороны, поликультурное пространство способствует развитию толерантности, а с другой — оно является конфликтным и порождает напряженность.
Г. У. Солдатова отмечает, что именно поликультурная, полиэтничная среда является причиной изменений этнической идентичности в диапазоне от этнонигилизма до этнофанатизма. Именно изменения этнической идентичности и послужили основой для разработки методики определения её типов. Всего выделено шесть типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность (или норма), этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм [3].
В нашей работе мы воспользовались методикой «Типы этнической идентичности», разработанной Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой [3]. Данный опросник помогает определить степень выраженности каждого из шести типов этнической идентичности и выявить доминирующий.
Целью нашего исследования стало изучение гетеростереотипов у юношей и девушек с разным типом этнической идентичности. Мы предполагаем, что для юношей и девушек с деформацией этнической идентичности по типу гипоидентичности или гиперидентичности не имеет значения, какая этническая группа оценивается в данный момент, кроме различия по типу «своя-чужая». Таким образом, юноши и девушки, доминирующим типом этнической идентичности которых является этноэгоизм, этнофанатизм, этноизоляционизм или этнонигилизм, будут в равной мере позитивно/негативно оценивать все «чужие» этнические группы.
В исследовании приняли участие юноши и девушки русского этноса, проживающие в течение всей жизни в моноэтничных регионах Северо-Западного Федерального округа, — 104 человека. Молодежь, проживающая в этих регионах, обладает наиболее стабильными стереотипными установками о типичных представителях других национальностей, поскольку не имеет непосредственного взаимодействия с представителями разных этнических групп.
По результатам исследования с помощью методики Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой у всех респондентов выявлена высокая степень значимости доминирующего типа этнической идентичности: этнонигилизма, этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности, этнофанатизма, этноизоляционизма или этноэгоизма. Распределение респондентов по доминирующим типам этнической идентичности представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Доминирующий тип этнической идентичности современной молодежи (в%)
Этнонигилизм |
Этническая индифферентность |
Позитивная этническая идентичность |
Этноэгоизм |
Этноизоляционизм |
Этнофанатизм |
|
Кол-во респондентов |
10,6 % |
14,4 % |
44,2 % |
10,6 % |
9,6 % |
10,6 % |
Отметим, что в нашей выборке представлены все типы этнической идентичности, причем позитивная этническая идентичность является преобладающим типом, а выраженность остальных — примерно одинакова. Позитивная этническая идентичность является вариантом нормы, предполагает уважение как собственной этнической группы, так и всех других. Тем не менее, всё чаще происходит трансформация по типу гипоидентичности (этнонигилизм) и гиперидентичности (этноизоляционизм, этноэгоизм, этнофанатизм).
Для изучения этнических стереотипов мы использовали опросник «Образ типичного представителя…», состоящий из 30 пар качеств, которые были в дальнейшем разделены на 8 групп. При этом одному из качеств в паре приписывалась негативная эмоциональная окраска, а другому — позитивная, а оценки проставлялись в градации от -3 до 3, где -3 — это ярко выраженная негативная окраска, а 3 — ярко выраженная позитивная оценка, 0 представляет собой нейтральную оценку и может расцениваться как отсутствие стереотипа. В ходе исследования испытуемые оценили выраженность предложенных качеств у украинцев, китайцев, немцев и американцев. Выбор этнических групп обусловлен, в первую очередь, социально-экономической и политической ситуацией в стране, а также наличием ряда этнических стереотипов о каждой группе.
Статистическая обработка полученных результатов с помощью χ2-критерия Фридмана позволила выявить следующие закономерности. Для молодежи, доминирующим типом которых является этнонигилизм, этническая принадлежность оцениваемого не имеет значения практически во всех случаях. В данной группе респондентов отмечается тенденция к положительной оценке коммуникативных и гуманистических качеств, отношения к малым группам, к собственности представителей всех чужих этнических групп. И немцев, и украинцев, и американцев, и китайцев считают бережливыми, вежливыми, доброжелательными. Юноши и девушки при рассмотрении пары качеств представляют, скорее, не конкретную этническую группу, а сравнивают с собственной, причем о русских отзываются более негативно, приписывая такие характеристики как расточительность, грубость, недружелюбность, агрессивность, нетерпимость по отношению к другим национальностям.
У молодежи, характеризующейся доминированием этноизоляционизма, также наблюдается тенденция к сравнению конкретной «чужой» группы с русскими. Данная группа респондентов характеризуется одинаковыми стереотипами о немцах, украинцах, китайцах, американцах. В равной мере отмечаются бережливость данных народов, их трудолюбие, а из отрицательных качеств: замкнутость, нетерпимость к другим народам, негативное отношение к России. Почти такие же результаты показывают группы респондентов с другими типами гиперидентичности. Для юношей и девушек с этноэгоизмом и этнофанатизмом имеет значение национальность при оценке отношения к обществу: китайцы представляются толерантными по отношению к русским, в отличие от остальных групп; американцы и немцы — независимыми, в отличие от украинцев. Также молодежь с этнофанатизмом более позитивно оценивает гуманистические качества китайцев: сформировался образ доброго, отзывчивого, гуманного человека; американцев видят агрессивными и корыстными в общении, немцев — негуманными и равнодушными, украинцев — дружелюбными, но в то же время злыми и равнодушными. «Этноэгоисты» же обращают внимание на национальность при оценке отношения к собственности: немцы традиционно считаются экономными, китайцы — бережливыми, украинцы — расточительными.
Для молодежи с этнической индифферентностью характерна оценка конкретной этнической группы, за исключением гуманистических и коммуникативных качеств. Мы связываем это, прежде всего, с отсутствием непосредственного опыта взаимодействия с предложенными для оценки этническими группами, так как данные качества проявляются в общении. Данная группа испытуемых выделяет такие качества немцев, китайцев, украинцев и американцев как равнодушие к людям, общительность, негостеприимство, гуманность.
Позитивная этническая идентичность характеризуется четким разграничением этнических групп. Юноши и девушки сформулирвоали наиболее четкие гетеростереотипы, например: немцы профессионально компетентны, бережливы и замкнуты, китайцы трудолюбивы, оптимистичны и хитры, американцы общительны, стремятся к успеху, но не уважают другие народы, украинцы гостеприимны и зависимы от мнения окружения.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Для юношей и девушек с этнонигилизмом, этнофанатизмом, этноизоляционизмом или этноэгоизмом не важна конкретная этническая принадлежность представителей чужих этносов: все народы, за исключением своего, оцениваются одинаково. Исключение — гетеростереотипы, характеризующие отношение к обществу: для оценки доброжелательности и уважения к другим народам необходимо знать, про какую именно этническую группу идёт речь: американцы, украинцы оцениваются более негативно, китайцы — позитивно, а о немцах стереотипы отсутствуют. Такие стереотипы чаще всего формируются под воздействием информации, получаемой из новостей разных источников: печатные издания, интернет, телевидение.
Литература:
- Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком. — СПб.: Речь, 2005. — 322 с.
- Платонов Ю. П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение). — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. — 430 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998. — 389 с.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.