Многообразие конструкций сцепных устройств стойки управления с транспортными тележками маломобильной техники требует проведение анализа для установления достоинств и недостатков. Применение подобных конструкций обладает актуальностью, невысокой стоимостью, удобствами в эксплуатации.
Ключевые слова: сцепное устройство, секторальное устройство, грузовая тележка.
В настоящее время многие компании в погоне за прибылью делают акцент на производстве товаров и оборудования, ориентированном на молодых и здоровых людей, при этом забывая о тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья и о лицах старшего предпенсионного возраста.
В связи с потребностями экономики в России пенсионный возраст увеличен, что приводит к возникновению требований облегчения и упрощения условий труда работающих. Россия обладает большой территорией и развитой транспортной системой, количество автомобильного транспорта в стране ежегодно растет, что приводит к увеличению числа автосервисных предприятий и производственного персонала. Также с улучшением развития экономики возникает потребность в складском хранении производственной выработанной материальной продукции, что вызывает рост складской сети, использующей физический труд при транспортировке различных грузов.
Сростом благосостояния населения увеличивается строительство зданий как жилого сектора, так и производственных предприятий, что является основой создания новых строительных площадок и использования на них большого количества людей, занятых физическим трудом.
Актуальность
Актуальность данной работы заключается в разработке сцепного устройства для самоходной грузовой тележки, которое будет обладать высоким спектром возможностей, применимых для грузовых тележек различного производственного назначения.
Новизна
В настоящее время не разрабатываются централизованно сцепные устройства для грузовых тележек, которые обладали бы необходимыми критериями, то есть простотой эксплуатации, относительно не большим весом и возможностью изменять угол наклона транспортной стойки для облегчения работы, не зависимо от антропологических особенностей людей.
В данной работе представлена конструкция секторального сцепного устройства, которая обладает значительными преимуществами в сравнении со своими аналогами и новизной.
Основная часть
Существует множество технических сцепных устройств, не применяющихся с мотор-колесами, а именно: электромагнитного типа, стандартного устройства крюкового типа, тягово-сцепного, шкворневого и стержневого.
Учитывая технологичность и экономичность изготовления, принято конструктивное решение применения сцепного устройства секторального типа, которое показано в виде 3D модели на рисунке 1.
Разработанное сцепное устройство обладает следующими преимуществами: легкость в эксплуатации, небольшие размеры и возможность изменения угла наклона транспортной стойки.
Таблица 1
Преимущества инедостатки сцепных устройств
Названия |
Преимущества |
Недостатки |
Электромагнитного типа |
мгновенно образует жесткое замыкание и не требует технологически крепежных операций |
в случае падения заряда батареи прочность сцепного устройства резко ослабевает |
стандартное устройство крюкового типа |
легкость изготовления, а также простота в использовании |
недостаточное сцепление между элементами конструкции |
тягово-сцепное устройство |
полноценная тяговая функция |
недостаточное сцепление между элементами конструкции |
шкворневого типа |
обеспечивают быструю и безопасную сцепку-расцепку |
ограничивает угол поворота конструкции |
стержневого типа |
высокая грузоподъёмная масса, а также высокая сила прижатия |
сложность ручной сборки сцепного устройства |
Рис. 1. 3D-модель секторального сцепного устройства
Секторальное сцепное устройство состоит из шплинтового элемента поворотного типа с пластинчатыми силовыми тягами, которое позволяет изменять угол наклона стойки в широком диапазоне и подходит по антропологическим критериям различным пользователям, благодаря этому нет ограничения в удобстве эксплуатации независимо от роста человека.
Для создания данных моделей была использована программа Rhinoceros [2, с. 26], которая позволяет строить твердотельные объекты при помощи 3D моделирования.
Геометрические модели твердых тел всегда математически точные. Отображение этих моделей на экране монитора осуществляется с заданной точностью и зависит от размера рабочей области, выбранного конструктором в начале сеанса работы, что существенно упрощает процесс проектирования и моделирования.
Еще одним сцепным устройством является стержневое. Данное сцепное устройство обладает наиболее высокой силой прижатия, что обеспечивает хорошее сцепление с дорожным полотном.
Так же плюсами такого сцепного устройства являются: большая грузоподъёмная масса, возможность закреплять стойку в статичном положении и большой угол атаки без наката [1, c. 4].
Заключение
В данной работе были выявлены достоинства и недостатки существующих сцепных устройств, проанализировав которые появляется возможность разрабатывать новое актуальное по всем критериям сцепное устройство, подходящее для многих конструкций и обладающее несомненной новизной.
Полученные в ходе работы теоретические и практические знания будут полезны в дальнейшем для разработки тягово-сцепных конструкций.
Перспективы работы
Невысокая цена, высокая экономическая эффективность и простота обслуживания позволяют прогнозировать наличие постоянного спроса, что позволит организовать рентабельную мастерскую по производству маломобильных транспортных средств на базе лаборатории прикладной механики кафедры транспортных процессов и технологий института транспорта и логистики ВГУЭС.
Литература:
- Универсальная транспортная стойка с рулевым управлением с мотор колесом. Чубенко Е. Ф., Пасечнюк Э. В. Наука, техника, промышленное производство. История, современное состояние, перспективы. Материалы научно-практической конференции ДВФУ. Инженерная школа. Изд. ДВФУ, 2019г.
- Меженин А. В. Технологии 3d моделирования для создания образовательных ресурсов. Учебное пособие. — СПб., 2008.