Автором в рамках настоящей статьи рассматриваются понятие и содержание муниципального образования, выявляются вопросы организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования, предлагается в качестве одной из мер социально-экономического развития муниципального образования муниципально-частного партнерства.
Ключевые слова: муниципальные образования, социально-экономического развитие, муниципально-частное партнерство.
The Author considers the concept and content of the municipality in the framework of this article, identifies the issues of organization of local self-government and management of socio-economic development of the municipality, proposes municipal-private partnership as one of the measures of socio-economic development of the municipality.
Keywords: municipal formations, social and economic development, municipal-private partnership.
Проблемой для муниципальных образований в России является то, что в стране были существенно разрушены традиции осуществления местного самоуправления. На протяжении длительного исторического периода население было отстранено от какого-либо участия от процесса принятия решений. Это в значительной мере повлияло на формирование современного мышления граждан, их восприятия местного самоуправления. Оно зачастую воспринимается как «филиал» центральных властей. Безусловно, можно говорить про искреннюю заинтересованность граждан в общественной жизни своего микрорайона. Но пока что это скорее исключение.
Отличительной чертой муниципального образования как формы организации местного самоуправления в России является то, что в нем имеются специальные органы, которые должны решать сугубо местные задачи. В этом понимании муниципальное образование представляет собой форму осуществления власти на местном уровне [1]. Такое осуществление власти может иметь форму как непосредственного вовлечения в процесс принятия и реализации решения, так и путем участи в выборах и органов муниципального образования. Другими словами, местное самоуправление занимает лидирующее положение по сравнению с другими формами привлечения населения для непосредственного самоуправления.
В кризисной ситуации управление развитием муниципальных территорий как основных элементов социально-экономического развития системы приобретают статус обязательного элемента в системе национального устройства. Необходимость модернизации государственного устройства и отдельных его территорий требует оптимальной пространственной организации экономической и социальной сферы через реформирование систем управления ими. Тем не менее, успешные трансформации муниципальных административных систем и их перевод в качественно новые невозможны без приверженности деятельности правительства на перспективу.
На основе анализа ряда зарубежных и отечественных исследований можно определить социально-экономическое развитие муниципального образования как деятельность, направленную на достижение стратегических целей в изменчивой и конкурентной среде, включающая анализ социально-экономического состояния муниципального образования, определение факторов управляющих воздействий, рассмотрение влияния специфики территориальной факторов, а также мониторинг достигнутых результатов.
Управление ресурсами социального сектора на муниципальном уровне имеет конкретные функции. В конце концов, приоритетной задачей является процесс повышения качества жизни и успешное решение социальных задач и проблем ресурсного обеспечения для осуществления полномочий и эффективной организации работы органов местного самоуправления. Эти задачи требуют рассмотрения и значительного улучшения. Без глубокого понимания роли социальной структуры невозможно обеспечить высокое качество жизни [3].
В наше время мы можем наблюдать как исчезают различия между различными моделями местного самоуправления и комбинированными формами их ресурсного обеспечения, развивается обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований.
В отличие от западных стран, основной проблемой российских муниципалитетов является несоответствие между сферой полномочий и имеющимися финансовыми ресурсами. Нехватка ресурсов является серьезной проблемой.
Кроме того, муниципалитеты зависят от различных факторов, нарушающих ресурсную систему: дефицита, плохих специфических ресурсов, чрезмерного государственного регулирования или изменения макроэкономической ситуации.
Для более эффективного социально-экономического развитие муниципального образования необходимо развитие муниципально-частного партнёрства не только для того, чтобы наращивать возможности бюджета, а для того, чтобы в максимально сжатые сроки совместно с заинтересованным бизнесом решать важные для муниципалитета и жителей задачи. В качестве работающих примеров можно привести:
– аренда земельных участков, предоставляемых инвесторам:
- в сельском хозяйстве — для развития крестьянско-фермерских хозяйств, поддержка начинающих фермеров;
- в строительстве — для строительства домов для детей-сирот, реконструкции детского сада, для строительства гостевых домов в туристических местностях;
– заключение концессионных соглашений на пользование объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Как показывает опыт многих, использующих данный механизм, он несет в себе множество преимуществ как для муниципалитетов, так и для местных предприятий-инвесторов. Поэтому практика муниципально-частного партнерства должна расширяться и поддерживаться.
Эта система приоритетов и механизмов разумного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, должна быть правильно структурирована.
Сегодня необходимо искать новые пути ресурсного обеспечения для реализации полномочий муниципалитетов в социальной сфере. Для этих целей частный бизнес активно участвует в решении социальных проблемы муниципалитетов. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления в отношении предпринимательской деятельности расширяются [2].
Таким образом, управление развитием территорий муниципальных образований в условиях кризиса требует особого внимания к социальной сфере, потому что без глубокого понимания роли социальной структуры невозможно обеспечить приемлемое качество жизни, которое является необходимым условием для пополнения и рационального использования трудовых ресурсов. Стратегические цели органов местного самоуправления в области социального развития в период кризиса должны быть следующими:
– выявление источников ресурсного потенциала муниципальных образований;
– определение содержания муниципальной социальной политики;
– вовлечение общественных организаций в процесс управления.
Управление развитием муниципалитета должно быть направлено на достижение позитивных изменений в различных сферах жизни, в том числе обеспечение необходимого уровня развития социально — экономической сферы.
Несмотря на все предпринимаемые государством, регионами, районами усилия, существует достаточно проблемных вопросов на пути развития муниципалитетов, без решения которых эффективное функционирование органов местного самоуправления в современный период становится крайне затруднительным, а иногда и невозможным.
В первую очередь это выражается в таких негативных явлениях, как падение объёмов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, демографические проблемы, сокращение количества объектов социальной и инженерной инфраструктуры, снижение уровня и качества жизни населения.
Для устранения указанных проблем необходимо развивать качественно новое государственно-муниципальное партнерство, решение кадровых вопросов, обеспечить сокращение безработицы, требуется реализация налогового потенциала территорий и развитие муниципально-частного партнёрства не только для того, чтобы наращивать возможности бюджета, а для того, чтобы в максимально сжатые сроки совместно с заинтересованным бизнесом решать важные для муниципалитета и жителей задачи. Кроме того, управление развитием территорий муниципальных образований требует особого внимания к социальной сфере.
Литература:
- Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики, № 1, 2017. — С. 75–84.
- Приказчикова, О. В. Основы местного самоуправления в России на примере деятельности местных советов / О. В. Приказчикова, Я. Е. Тарасова, К. А. Пацай // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. –– 2016. № 1. С. 63–68.
- Хашоева А. Ш., Дудаев М. Н. Условия социально-экономического развития муниципального образования // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции: Академия управления, 2015. С. 124–127.