Готовность к обучению как элемент самообразовательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 21.12.2019

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Мамбетова, А. Б. Готовность к обучению как элемент самообразовательной деятельности / А. Б. Мамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65462/ (дата обращения: 15.11.2024).



Готовность студента к обучению в высшем учебном заведении является очень важным фактором в образовательном процессе, так как от степени его подготовленности к усвоению новых знаний зависит уровень усвоения профессиональной компетентности и способность к самообразованию. Тогда стоит выявить содержимое понятия готовности, раскрыть ее суть и определить основные компоненты.

У толкового словаря русского языка С. И. Ожегова имеется два значения понятия готовности. Первое трактуется как «согласие сделать что-нибудь», второе как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [5]. В литературе встречается разное виденье на содержание понятия готовности. Например, по А. А. Ухтоминскому готовность определяется как состояние оперативного покоя. Он сравнивает подвижность «нервных приборов» с двигателем, который помогают перейти от «оперативного покоя» к срочному действию [9]. А по мнению В. Л. Марищука, термин «готовность» как своеобразное психическое состояние личности, характеризующееся «оптимальным уровнем эмоционального возбуждения», осознанной мотивацией, стремлением достичь намеченной цели [4].

О. С. Балыкина отмечает, что «готовность» сложное понятие, которое охватывает несколько компонентов: познавательный, коммуникативный, эмоциональный, мотивационный и волевой [1]. Опираясь на общих концепциях о теоретических и практических элементах структуры готовности к деятельности, Г. В. Сергеева выделяет мотивационно-ценностный, когнитивный и рефлексивно-деятельностный компоненты [6].

В психологическом аспекте понятие готовность учащихся к обучению в ВУЗе выступает как определённый уровень социальной зрелости индивида, который характеризуется степенью осознания им социальной значимости образования, глубины знаний, глубины интеллектуальных умений и навыков, устойчивости ориентации на послешкольное образование [8].

В своих анализах и исследованиях, выявляя особенности формирования личностной готовности студента, Б. П. Яковлев отмечает, что готовность является совокупностью признаков, которая включается в себя идейную, моральную, функциональную, психологическую, специальную (профессиональную) и личностную компоненты [10]. Ю. В. Боленко готовность трактует как интегрированное личностное качество (комплекс мотивационных, познавательных, волевых и эмоциональных процессов), позволяющих личности выполнять профессиональные обязанности, обеспечивающее эффективное выполнение деятельности. По его мнению, готовность можно формировать и развивать как в целом это личностное качество, так и отдельные составляющие совокупности [2].

Также выделяют психологическую готовность к освоению программ профессионального образования как целостное интегрированное психологическое образование, основанное на согласованности личностных характеристик и учебно-профессиональной деятельности в вузе и обеспечивающее эффективность и развитие всех видов деятельности, входящих в нее учебно-познавательной, профессионально-практической, исследовательской, деятельности самообразования и саморазвития). У готовности студентов к освоению профессиональных программ есть четыре компонента, которые взаимосвязаны между собой: мотивационный, регулятивный, интеллектуальный, знаниево-операционный [3].

Готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию считают факторами развития личности. Первый фактор трактуется как психическое состояние человека. При этом состоянии происходит осознание важности образовательного процесса, требований, которые выдвигаются к этому процессу по отношению к человеку, способов выполнения этих требований, кроме того, для личности значимо умение осуществлять самооценку выполненной работе. Под готовностью к самообразованию понимается такое психическое состояние личности, позволяющее систематически осуществлять самостоятельную деятельность при отсутствии внешнего контроля. Это основа, отвечающая за самостоятельное получение новых и совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и умений [7].

Таким образом, готовность можно понимать как состояние или свойство личности, при котором активизировано желание и стремление к успешному выполнению определённого действия. Готовность представляет собой комплекс мотивационного, теоретического и деятельностного компонентов. Готовность студента к обучению является фундаментом для освоения программы профессионального образования. Наполненность всех компонентов готовности является толчком для самообразовательной деятельности студента.

Литература:

  1. Балыкина О. С. Мотивационная и волевая готовность старшеклассников к обучению в ВУЗе. // Теория и практика актуальных исследований. 2016. № 15. — с. 104–107.
  2. Боленко Ю. В. Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012. № 1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-kak-komponent-professionalnoy-podgotovki-spetsialista (дата обращения: 16.12.2019).
  3. Гемешлиев Ф. К., Лызь Н. А. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-osvoeniyu-programm-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 16.12.2019).
  4. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис... д-ра психол. наук. -Л., 1982.
  5. Ожегова С. И. [Электронный ресурс] / Толковый словарь русского языка — режим доступа: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения: 19.03.2018).
  6. Сергеев Г. В. Компоненты готовности студента педагогического направления к самообразовательной деятельности // Вестник ТГПУ. 2013 № 9 — с. 100–103.
  7. Степанова Ю. Н. Готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию как основы непрерывного образования // Актуальные проблемы науки. Научный дебют — С.226.
  8. Титова Е. И., Чапрасова А. В. Формирование готовности учащихся к обучению в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 648–649. — режим доступа: https://moluch.ru/archive/77/13372/ (дата обращения: 19.03.2018).
  9. Ухтомский А. А. Избранные труды. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1978. — С. 175.
  10. Яковлев Б. П., Богдан И. Т. Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста // Философия, социология и культурология. — 2007. Т.311, № 7. — С. 46;
Основные термины (генерируются автоматически): готовность, готовность студента, компонент, образовательный процесс, профессиональное образование.


Задать вопрос