Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 797 раз

Библиографическое описание:

Бедина, М. П. Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте / М. П. Бедина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65464/ (дата обращения: 19.12.2024).



Анализ комплексных программ дошкольного образования показывает, что в младшем дошкольником возрасте предметом воспитательно-образовательной работы является формирование различных навыков самообслуживания:

– самостоятельно моет руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирает лицо и руки личным полотенцем;

– самостоятельно пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой);

– самостоятельно пользуется столовыми приборами (столовой и чайной ложкой, вилкой);

– самостоятельно одевается и обувается;

– снимает одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках), в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду и т. п. [8, 4].

Помимо формирования культурно-гигиенических навыков, у детей необходимо формировать простейшие трудовые умения и навыки: помочь накрыть на стол, полить растения, убрать игрушки после игры и т. д. Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах. Это стремление надо поддерживать и давать ребенку доступные ему поручения: принести что-то, положить в указанном месте.

Также в младшем дошкольником возрасте предметом воспитательно-образовательной работы является формирование навыков игровой деятельности:

– принимает на себя роль;

– объединяет несколько игровых действий в одну сюжетную линию;

– придерживается игровых правил в дидактических играх;

– разыгрывает самостоятельно по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Исследователи единогласно отмечают, что для формирования у детей навыков самостоятельной деятельности важно создавать условия. В качестве основных условий называются:

– создание предметно-развивающей среды,

– обеспечение четкого режима дня;

– педагогическое сопровождение.

О. В. Дыбина отмечает, что как самообслуживание, так и игровая деятельность должны быть интересны малышам, вызывать у них положительные эмоции. Ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры, лучше намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, старательнее вытирать руки, если ему дать красивое, пушистое полотенце, и т. д. Ребенок с увлечением начинает играть, если игровой материал новый, красочный, занимательный [3.

Большое значение в развитии самостоятельности имеет соблюдение режима дня. Висследованиях Л. И. Каплан показано, что привычный режим структурирует жизнь ребенка, дает возможность планировать свое время и тем самым чувствовать себя увереннее. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста.

Важнейшим условием развития самостоятельности является педагогическое руководство.

Задачи формирования навыков самостоятельности решаются с использованием педагогических методов и приемов, обеспечивающих накопление у детей знаний, ценностных представлений и последовательное усложнение действий.

На первых порах важно сформировать у детей представления о правильных действиях. С этой целью очень полезно вовлекать малыша в разные игры. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом».

Для успешного формирования у детей навыков самостоятельной деятельности также необходимо прибегать к прямому показу и объяснению на самом малыше. Например, рекомендуется взять руки малыша в свои и показать, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки, как правильно попроситься в игру к сверстникам, организовать ролевой диалог в игре. Показ обычно сопровождается объяснением.

Большое влияние на формирование навыков самостоятельной деятельности оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Художественное слово позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им потешки, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают знания о действиях с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Е. В. Зворыгина в этой связи отмечает необходимость стремиться к тому, чтобы ребенок был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов. Организационные умения детей важны в любом начинании, будь то индивидуальное дело или совместная игра. Поэтому воспитателю необходимо учить ребенка организовывать себя: осознавать, зачем и что делать, какие средства для этого использовать и в какой последовательности реализовывать [5].

Формирование тех или иных навыков всегда начинается с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. К игре, выполнению режимного процесса важно привлекать небольшую группу детей, учитывая уровень сформированности их умений. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. Таким образом, дети с помощью взрослого постепенно обучаются последовательности этих действий.

По мнению Е. А. Бортниковой, для формирования детской самостоятельности педагог, прежде всего, должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы:

– дети могли учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами;

– изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

– быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений 1.

В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Кононова И., Ежкова Н. отмечают, что очень важным является соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. Сначала необходимо руководство активностью и самостоятельной деятельностью ребенка. Вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью взрослого. На начальной стадии навыка особенно важен контроль. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: он может неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком, обижать сверстников по игре, отбирать у них понравившиеся игрушки [4.

Постепенно контроль педагога должен ослабевать, и уровень самостоятельности ребенка повышаться в связи с возрастающими возможностями. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или процедуру, подсказывает правильное действие, оказывает помощь лишь в начале действия. Например, в игровой деятельности воспитателю необходимо оставить место для проявления самостоятельности и инициативы — выступить в роли внимательного наблюдателя, попросить ребенка помочь, т.п. Конечным итогом работы должно стать полностью самостоятельное осуществление ребенком деятельности [4].

При этом нельзя забывать и о том, что совместная деятельность педагога и ребенка должна быть основана на проживании дошкольником ситуации успеха, субъективном переживании достижений, внутренней удовлетворенности участием в деятельности, собственными действиями и результатом. В воспитании навыков самостоятельности огромную роль играет оценка. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к деятельности. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Литература:

  1. Алексеев Н. Г. Самостоятельность // Педагогическая энциклопедия: В 3-х т. Т. 3: Н-СМ / Под ред. И. А. Колерова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
  2. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома // Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 148–158.
  3. Божович Л. И. Этапы формирования личности. М-Воронеж: МОДЭК. 1995.
  4. Бондаренко А. К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы: Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1974. 16 с.
  5. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника // Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 124–132.
  6. Бортникова Е. А. Самостоятельная деятельность детей в соответствии с ФГОС ВО // — Электронные текстовые данные — URL: ttps://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/samostoyatelnaya-deyatelnost-detej-v-sootvetstvii-s-fgos-do.html (дата обращения: 16.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, воспитательно-образовательная работа, носовой платок, помощь взрослого, ребенок навыков, режим дня, формирование навыков.


Похожие статьи

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению водоплавающих птиц в старших возрастных группах

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Рекомендации преподавателю системы ДПО по подготовке учителя к реализации межпредметного подхода в обучении и воспитании школьников

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Похожие статьи

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению водоплавающих птиц в старших возрастных группах

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Рекомендации преподавателю системы ДПО по подготовке учителя к реализации межпредметного подхода в обучении и воспитании школьников

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Задать вопрос