В современном мире очень ярко выражена проблема несоответствия биологического и календарного возраста. Причин для этого может быть множество, например — малоподвижный образ жизни, равнодушие к спорту, здоровому образу жизни и пр. В результате биологический возраст значительно опережает календарный, что является показателем недостаточной физической подготовки. При этом именно биологический возраст отражает истинное состояние организма, его функциональные и адаптационные возможности. Поэтому мы посвящаем нашу статью проблеме определения биологического возраста студентов педагогического института.
В работе проводится анализ паспортного и биологического возраста студентов педагогического института. Цель исследования: определить разницу между биологическим и календарным возрастом для определения темпов старения организма студентов. В исследовании приняли участие студенты 1 курса Педагогического института (n=24). В нашей работе мы использовали методики Ю. Н. Вавилова и В. П. Войтенко и выяснили, что средний биологический возраст студентов в среднем составляет 28 лет. В результате исследования мы пришли к выводу, что большинство студентов ведут пассивный образ жизни, мало заботятся о своём физическом развитии, не проявляют интерес к спорту и здоровому образу жизни.
Ключевые слова: биологический возраст, календарный возраст, президентские тесты, старение организма.
Физическое состояние студентов является одной из актуальных проблем современного общества. Многие студенты равнодушны к своему физическому здоровью — они не занимаются спортом, не следят за питанием, имеют множество вредных привычек, что приводит к ускорению темпа старения.
Оценка темпов старения имеет большое теоретическое и практическое значение, т. к. календарный возраст не всегда характеризует истинное состояние организма. У одних людей возрастные изменения наступают быстрее, чем у других. Темп возрастных изменений позволяет определить биологический возраст (БВ), т. е. соответствие физиологических функций индивидуума среднестатистической возрастной норме.
По нашему мнению, сопоставление биологического и календарного возраста дает представление о темпе старения и возможной продолжительности жизни. Если биологический возраст человека значительно отстает от календарного, то его можно считать потенциальным долгожителем. Если же биологический возраст опережает календарный, то мы имеем дело с высоким темпом старения организма.
Биологический возраст — это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом. Он выражен в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста [1].
Календарный возраст (КВ) — отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени [4].
Цель исследования: определить разницу между биологическим и календарным возрастом для определения темпов старения организма студентов.
Методы и организация исследования: анализ литературы, экспериментальный метод, общепринятые методы физиологического тестирования на самооценку здоровья и тесты, позволяющие оценить биологический возраст.
В науке в зависимости от целей исследования разработано достаточное количество тестов [1,2,5]. Наиболее распространенные из них:
– зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
– скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
– зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);
– наследственность;
– конституция человека;
– зрелость интеллекта (уровень развития как личности).
В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические (в меньшей степени психологические) показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации.
На наш взгляд, наиболее приемлемые варианты определения биологического возраста в условиях ВУЗа разработаны В. П. Войтенко и Ю. Н. Вавиловым. Для определения биологического возраста по методике Войтенко нужны следующие данные:
- Артериальное давление систолическое (АДС) и диастолическое (АДД)
Артериальное давление измеряется по общепринятой методике с помощью тонометра на правой руке, в положении сидя, трижды с интервалом в 5 мин. Учитывается наименьший результат.
Пульсовое давление (АДП) — разница между АДС и АДД.
- Продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (ЗДВ)
Продолжительность задержки дыхания измеряется трижды с интервалом 5 мин. с помощью секундомера. Учитывается наибольшая величина.
- Статическая балансировка (СБ)
Статическая балансировка измеряется при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища, без предварительной тренировки. Учитывается наилучший результат (наибольшая продолжительность стояния на одной ноге) из 3 попыток с интервалами между ними в 5 мин.
- Масса тела (МТ)
Желательно быть в легкой одежде и без обуви. Масса тела регистрируется с помощью обычных медицинских весов.
- Индекс самооценки здоровья (СОЗ)
Индекс самооценки здоровья определяется по специальному опроснику, который представлен ниже.
Также нами была рассмотрена методика профессора Ю. Н. Вавилова по оценке физической кондиции человека, она позволяет самостоятельно либо с участием специалистов управлять собственной физической подготовкой практически на протяжении всей жизни. Основой данной методики являются президентские тесты.
Президентские тесты — это совокупность упражнений (испытаний), определяющих посредством контрольных нормативов общий уровень физической подготовленности населения к учебной и трудовой деятельности. [5].
Принятые обозначения для вычисления результатов:
Р — результат в соответствующих тестах;
НВП — норматив из таблицы, соответствующий данному тесту, возрасту и полу;
ОУФК — общий уровень физической кондиции.
Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
Исходное положение: упор лежа, голова — туловище — ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание — до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии — «голова — туловище — ноги». Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе. Формула для вычислений:
Отжимание в упоре лежа — О = (Р — НВП): НВП.
Тест 2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат
Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Отталкивание выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого. Формула для вычислений:
Прыжки в длину с места — П = (Р — НВП): НВП.
Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине
Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 сек. Формула для вычислений:
Поднимание туловища — С = (Р — НВП): НВП.
Тест 4. Удержание тела в висе на перекладине
Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается. Формула для вычислений:
Вис на перекладине — В = (Р — НВП): НВП.
Тест 5. Наклон вперед из положения сидя
На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см.
Выполняются три наклона вперед, на четвертом регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течение 5 сек., при этом не допускается сгибание ног в коленях. Формула для вычислений:
Наклоны туловища вперед — Н = (Р — НВП): НВП.
Тест 6. Бег на 1000 м с высокого старта
На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную). Формула для вычислений: Бег на 1000 м — Б = (НВП — Р): НВП. Итоговая формула: ОУФК = (О + П + С + В + Н + Б): 6.
Таким образом, мы видим, что для выявления биологического возраста по методике Ю. Н. Вавилова требуется большей физической нагрузке, чем по методике В. П. Войтенко.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании приняло участие 24 студента 1 курса Педагогического института. Календарный возраст студентов — от 17 до 23 лет, в среднем 17–18 лет. Результаты исследования по данным методикам оказались близки. По методике Войтенко биологический возраст студентов варьируется от 24 до 30 лет. У 18 студентов биологический возраст составляет 28 лет, что составляет 75 % от общего числа студентов.
Результаты, выявленные по методике Войтенко: биологический возраст студентов составляет от 23 до 32 лет. У 16 студентов возраст также равен 28 годам, это составляет около 67 % от общего числа студентов.
Объединив полученные данные, мы видим, что биологический возраст первокурсников составляет от 23 до 32 лет, в среднем — 28.
Исходя из этого, мы видим, как отличается биологический возраст студентов от календарного. Это свидетельствует о снижении реальных функциональных возможностях организма по сравнению с должными для этого возраста. Следовательно, в своем большинстве студенты не следят за физическим состоянием, не проявляют интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Вывод
Во время проведения исследования биологического возраста студентов 1 курса педагогического института, было отмечено, насколько сильно отличается их календарный возраст от биологического. Данная проблема говорит нам не только о недостаточной физической подготовке, но и неудовлетворительном состоянии физического развития студентов.
Методики определения биологического возраста В. П. Войтенко и Ю. Н. Вавилова показали практически одинаково отрицательный результат. Мы выяснили, что биологический возраст студентов составляет от 23 до 32 лет (в среднем 28), при их среднем календарном возрасте от 17 до 23 лет. Следовательно, биологический возраст опережает паспортный от 5 до 11 лет, что говорит нам о плохом физическом развитии студентов.
В работе мы пришли к выводу, что для практики физического воспитания наиболее приемлемой является методика Ю. Н. Вавилова. На основе данной методики можно управлять физическим состоянием, уровнем физической подготовленности, а также приближать биологический возраст к календарному. Сравнительный анализ методик подчёркивает, что методика Ю. Н. Вавилова является наиболее подходящей для ВУЗов, так как не требует дополнительных инструментов для измерения биометрических показателей.
Литература:
- Белозерова, Л. М. Методы определения биологического возраста и умственной и физической работоспособности: монография / Л. М. Белозерова. — Пермь: Изд-во Пермской гос. мед. академии, 2000. — 266 с.
- Войтенко, В. П. Биологический возраст / В. П. Войтенко // Биология старения.
- Ананьев, В. А. Психология здоровья / В. А. Ананьев. — СПб.: Изд-во «Речь», 2006. — 384 с.
- Леготкин А. Н., Лопатина А. Б. Влияние занятий физической культурой на биологический возраст студентов высших учебных заведений // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 5.
- Вавилов Ю. Н., Какорина Е. П., Вавилов К. Ю. «Президентские соревнования» // Физкультура в школе. — 1997. — № 6. — С. 51–57.