Дошкольник сам по себе является исследователем, интересуясь разными видами деятельности. С ростом и развитием ребенка расширяется сфера его познавательных интересов. Происходит стремление ребенка к познанию окружающего мира.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, ребенку возможность самому найти ответ на вопрос «как?» У ребенка появляется любознательность, в ребенке пробуждается «сыщик». Итак, что такое любознательность? Здесь, все просто: слово само подсказывает — «любовь к знаниям». У него появляются естественные вопросы, на которые у взрослых должен быть ответ. А иногда на эти вопросы надо найти ответ сообща. Известно, совместная деятельность взрослого — педагога и ребенка дают очень хорошие результаты. Ведь маленький ребенок — исследователь нуждается в поддержке взрослого.
У дошкольника познавательные интересы начинают о себе заявлять очень рано. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3–4 лет. И на все эти вопросы взрослый должен найти ответ в игровой форме. Потому что игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме. Поэтому экспериментирование должно проводиться в игровой форме.
Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?»
Однако будет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда — зависит от людей, окружающих ребенка, и прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая потребность в знаниях.
В.А.Сухомлинский писал: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
ФГОС направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как, субъекта отношений в самым собой, другими детьми, взрослыми и миром…» [ФГОС16]
В системе дошкольного образования используется эффективный метод познания закономерности и явлений окружающего мира — экспериментирование. Он дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта, его среды обитания. И поэтому мы считаем, что экспериментальную деятельность очень важно практиковать с малых лет. Например, самый простой вид экспериментирования- наблюдение: после дождя обратить внимание ребенка на образовавшие лужи. И задать вопрос, почему и как это случилось и т. д.
Во время экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, развивается, мелкая и крупная моторика, активный словарь, сенсорные навыки, познавательные способности. Дети учатся рассуждать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать результаты. Необходимость говорить об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Практика показывает, что элементы экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательную деятельность, но и в занятия по развитию речи, математике, рисованию, лепке. Наблюдения и труд, так же тесно связанные виды деятельности. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Накопленные знания, опыт — это только предпосылка для развития творческого воображения маленьких исследователей. [3,125]
Любовь к экспериментированию объясняется тем, что детям присуще наглядно — действенное, наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве он — ведущий. [3.123–124]
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей и прежде всего экспериментирования, способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Поисковый характер действий в познавательно-исследовательской деятельности приводит к тому, что дети самостоятельно «открывают» и преобразуют знания, выступая в роли исследователей, а не получают знания в готовом виде. [2.3.4
Самостоятельная поисковая деятельность детей может организовываться в разных формах:
– сюжетно-ролевая игра;
– рассматривание;
– наблюдение;
– беседа;
– экскурсии;
– конструирование;
– экспериментирование;
– исследовательская деятельность;
– коллекционирование;
– развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и индивидуальным темпом познавательного развития.
Экспериментирование решает задачи:
– социально-коммуникативного развития,
– речевого развития,
– художественно-эстетического развития,
– познавательного развития,
– физического развития.
Интеграционный подход даёт возможность развивать познавательную, эмоциональную и эстетическую сферы личности ребёнка.
Задачи ицели экспериментальной деятельности вдетском саду.
Цели:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря, ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира, углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей,
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, воспрещение на вкус, запах и т. д.)
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений,
Использовать опыт практический деятельности в игровой деятельности,
Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Образовательные задачи
– Познакомить детей со свойствами предметным исследования;
– Формировать умение делать открытия и выводы;
– Обучить главному направленному выходу на предмет;
Развивающие задачи:
– Развивать экспериментальную деятельность;
– Развивать речь детей;
– Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения мелкую моторику;
– Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать самостоятельности и активность в течение всего занятие;
– Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость;
– Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
– Проблемно-поисковый: активные действие ребенка по обследованию объектов;
– Наблюдения за объектом;
– Просмотр иллюстраций;
– Беседа;
– Познавательный рассказ воспитателя;
– Чтение художественной литературы;
– Проведение опыта, эксперимента.
Формирование представлений удетей:
– О предметном мире;
– О материалах: песок, глина, вода, камешек и т. д.
– О мире растений: выращивание из семян, луковиц и т. д.
– О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т. д.
Предметная среда:
Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т. д.
Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т. д.
Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т. д. [2.19–41]
Анализируя результаты нашей работы можно сделать вывод, что специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет ребятам узнавать много нового и интересного, превращаясь в разносторонне развитую личность, применять полученные знания в решении новых познавательных задач.
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. М..2004
- Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддъяков Н. Н. Ребенок в мире поиска. М., ТЦ «Сфера», 2017г
- Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». М.Сфера, N 2- 2011, № 2 -2012
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. –С.-П., Детство — Пресс, 2016
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования М.:ТЦ Сфера,2018