Социальным государством признается то государство, в котором разделение материальных благ производится в соответствии с принципом социальной справедливости. Итогом такого рода деятельности должно стать достижение каждым высокого уровня жизни и ликвидация неравенства. Понятие «социального государства» ввёл впервые в 1850 году Лоренц фон Штейн, который отнес к функциям государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти».
Первым государством, которое начало внедрение различных социальных льгот, стала Германия. Именно там в 1871 году было впервые введено социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Данная практика была положительно воспринята другими европейскими государствами, и уже в 1887 году Австрия переняла этот опыт, как и многие другие страны. В Российской империи создавались школы для малоимущих и детей сирот, а также многие занимались благотворительностью, постепенно проводились социальные реформы во всех областях: образовании, промышленности и т. д.
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию. Например, в Швеции общий процент снижения бедности составляет уже 77,4 %, что доказывает эффективность их политики в отношении повышения уровня жизни своих граждан. Залог успеха Скандинавских государств в социальной сфере складывается из нескольких составляющих: низкий уровень коррупции, стабильные пенсионные системы, большое количество профсоюзов, высокие пособия по безработице. Также эта группа стран выделяет гораздо больше средств на здравоохранение и образование, чем любые другие в мире.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в частности, со статьей 2, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В статье 19 Конституции закреплено, что все равны перед законом и судом. [1] Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она заключается не только в принятии и совершенствовании нормативно-правовых актов, но и создании государственных программ, главной целью которых является улучшение уровня жизни населения нашей страны. Позднее мы рассмотрим положения ныне действующей программы более подробно, а пока изучим основы социального государства, в частности, равенство возможностей и защиту социальных прав.
Социальное равенство — это одна из основных составляющих социального государства, и заключается оно в том, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности, а главное — возможности для реализации своих способностей и достижения своих целей. Разумеется, достичь этого крайне сложно, и на то есть разные причины: финансовое состояние государства, наличие каких-либо полезных ископаемых, развитость инфраструктуры в городах и сельских местностях, уровень развития информационных технологий, уровень медицины и т. д. Не во всех странах эти показатели на достаточно высоком уровне для того, чтобы в кратчайшие сроки улучшить жизнь населения, которое иногда превышает не только сотни тысяч, но и десятки миллионов человек [6].
На территории нашего государства запрещены любые ограничения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также, в статье 3 Трудового кодекса РФ закреплено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. [3] В статье 136 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплена ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения [4].
Однако учитывая огромную территорию (17 125 191 км²), разумеется, представляется крайне сложным обеспечить все регионы всем необходимым в равных условиях. Все специалисты желают работать в крупных городах, что лишает сельские местности возможности развиваться на должном уровне. Хоть и большинство регионов являются дотационными, но средств все равно не хватает на решение всех проблем. Тем более что одновременно исправить все то, что копилось годами, априори невозможно. Но и не стоит упускать из внимания и уровень коррупции на территории нашего государства. Из 180 государств Россия занимает 45 место по уровню коррупции (по данным «Transparency International», компании, занимающейся подсчетом уровня коррупции в мире с 1995 года). Соответственно, не все средства расходуются по целевому назначению, что приводит к проблемам в сфере здравоохранения, образования, промышленности и т. д. В связи с уровнем коррупции в 2008 году в РФ был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого главным принципом данной деятельности является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина [5].
Теперь рассмотрим защиту социальных прав как основу социального государства. Она представляет из себя совокупность мероприятий, направленных на обеспечение населения пособиями по безработице, по инвалидности, по случаю потери кормильца, выплатами в случае выхода в декрет или на пенсию, а также на помощь малоимущим, сиротам и другим нуждающимся путевок в санатории или оздоровительные лагеря, а также на предоставление людям с инвалидностью всех необходимым препаратов и протезов, и многое другое. Все эти действия предусмотрены в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Защита социальных прав урегулирована в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в Трудовом кодексе РФ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и т. д. Рассмотрим некоторые примеры: 1) ст.253 ТК РФ закрепляет перечень работ, на которые нельзя привлекать женщин; 2) ст. 3 ФЗ «Об образовании» — одним из главных принципов является защита каждого от дискриминации в данной сфере; 3) ст.4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» — основополагающими постулатами служат доступность и качество здравоохранения.
Существует также множество международных актов, которые содержат в себе положения о социальных правах и их защите. В первую очередь, нельзя не сказать о Всеобщей декларации прав человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года. В ней содержатся ключевые права и свободы каждого человека на нашей планете, независимо от страны. Также следует упомянуть Конвенцию о правах ребенка, которая подтверждает защиту от всех видов дискриминации и посягательств для детей, и Европейскую социальную хартию, непосредственно закрепляющую право на социальную защиту всех членов общества. Все они созданы для улучшения жизни каждого человека на нашей планете, чтобы никогда не подвергался насилию или посягательству ни один из нас. Так какие же государственные органы ответственны за нарушение наших социальных прав и свобод?
В первую очередь, в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. [1] Именно у него есть функция надзора за соблюдением всеми органами и должностными лицами наших прав. Для реализации данных полномочий, Президент РФ использует право вето и право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Конституционный суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле [2].
Правительство РФ также выполняет важную роль в защите социальных прав человека и гражданина. Именно нормативно-правовыми актами правительства детализируются основные положения, касающиеся вышеупомянутых прав, и данный вид актов вступает в силу с момента их официального опубликования.
Также существует множество других органов, главной целью работы которых является благополучие населения. Ярким примером является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС). Основной задачей МЧС является выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России [7]. Сотрудники данного ведомства постоянно подвергают свою жизнь опасности ради защиты наших прав на здоровье, медицинскую помощь и благоприятную окружающую среду. Их деятельность помогает сократить количество пострадавших от различных катаклизмов, а также максимально быстро восстановить нормальную обстановку в отдельной местности и на территории страны в целом.
Ранее мы говорили, что действия, связанные с защитой социальных прав закреплены в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Так же детально описаны направления, по которым наше правительство собирается работать для улучшения уровня жизни наших граждан. До 2020 года определены следующие задачи в различных областях:
1) здравоохранение — повысить качество оказываемых медицинских услуг, обеспечение государственных гарантий в данной области и др.;
2) физическая культура и спорт — развитие системы массового физического воспитания и т. д.;
3) образование — обеспечение инновационного характера базового образования и повышение его доступности и др.;
4) культура — обеспечение максимальной доступности для граждан РФ культурных благ и т. д. [8]
Также предусматриваются нововведения и во многих других областях.
В заключение, хочется отметить, что в Российской Федерации имеется достаточная нормативно-правовая база для реформирования нынешней социальной системы, которая является основой социальной безопасности страны. Социальная безопасность — это состояние защищенности личности от нарушения ее законных прав и свобод. Она предусматривает проведение государством определенных мер по защите данных прав, а также развитие социальной структуры и системы жизнеобеспечения. Главной целью, которую следует преследовать для обеспечения социальной безопасности — это охрана конституционных прав и свобод каждого проживающего человека на территории нашей страны, а также уменьшение разницы между бедными и богатыми, и увеличение уровня доступности материальных благ для всех в равной степени. Социальная безопасность — залог стабильности общества. А без этого невозможно существование ни одного государства. В условиях усложнившихся внешнеполитических отношений нашему государству крайне необходима благоприятная атмосфера в обществе, так как социальная нестабильность может не только привести к внутренним конфликтам, которые способны ослабить государство, но и может поспособствовать ухудшению внешних отношений с нашими партнерами на мировой арене. Все это указывает на то, что необходимо двигаться по направлениям, указанным в социальной политике РФ, и стараться как можно скорее создать равные условия жизни для всех граждан нашей страны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.;
- О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ// Российская газета, N 138–139, 23.07.1994
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)// Российская газета, N 256, 31.12.2001;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)// Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996;
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N273-ФЗ// Российская газета, N 266, 30.12.2008;
- Балюшина Юлия Львовна Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-ponyatie-i-suschnost (дата обращения: 16.06.2018).
- Основные задачи МЧС: [сайт]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ministry/tasks_functions/tasks (дата обращение 16.06.2018);
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)// СЗ РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.