Специфика патриотического воспитания курсантов военно-учебного заведения как важнейшего компонента профилактики их противоправного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 22.12.2019

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Картамышев, Д. А. Специфика патриотического воспитания курсантов военно-учебного заведения как важнейшего компонента профилактики их противоправного поведения / Д. А. Картамышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65490/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается значимость патриотического воспитания курсантов вуза Министерства обороны Российской Федерации. Автор уточняет проблемные моменты, связанные с обучением курсантов в ведомственном вузе; демонстрирует и обосновывает условия, повышающие эффективность патриотического воспитания курсантов и минимизирующие вероятность совершения ими противоправных действий.

Ключевые слова: курсанты, ведомственный вуз, патриотическое воспитание, личный пример, долг, честь, ответственность, преданность.

Происходящее реформирование и глубинные изменения, происходящие в России на современном этапе, закономерно повышают требования к каждому гражданину нашего государства [2]. В настоящее время делается упор на стимулирование профессионального развития и модернизацию вооруженных сил, которые являются важнейшим ресурсом в обеспечении правопорядка в стране и гарантом ее безопасности. Сегодня вооруженные силы России находятся на этапе перманентного реформирования, которое затронуло не только военнослужащих, но и образовательные организации высшего образования Министерства Обороны Российской Федерации. Оптимизация кадрового состава неизменно порождает особые повышенные требования к качеству подготовки будущих офицеров, которые должны обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые позволят им реализовать свой долг и стать полноценным гражданином и патриотом своей страны. Подготовка защитников Отечества является задачей, требующей особого внимания и ответственности. Сегодня основным ориентиром, стоящим перед военно-учебными заведениями, является повышение качества образования, которое соответствует текущим и перспективным политическим, социальным и экономическим реалиям, в которых находится и будет находиться наша страна. Это подчеркивает необходимость формирования и воспитания выпускника ведомственного вуза, обладающего социально-значимыми и профессионально важными способностями, которые позволят полностью раскрыть его потенциал. Особую значимость в системе высшего военного образования приобретает военно-патриотическое воспитание курсанта, которое сопровождается системным и целенаправленным воздействием на психологическую и морально-нравственную сферы личности курсанта, формирующим качества, необходимые для решения служебных задач как в мирное, так и в военное время.

Изучение современного состояния образования в ведомственных вузах позволяет констатировать позитивные изменения, оказавшие существенное влияние на качество подготовки специалистов:

стал более серьезным уровень требований к абитуриентам;

возросло материальное и санитарное обеспечение образовательного процесса;

особое внимание уделяется профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава (стимулируются и контролируются процессы подготовки диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук; организована системная работа по повышению квалификации и профессиональной переподготовке и т. д.);

акценты образовательного процесса смещены в практическую плоскость (увеличение доли практических занятий, в том числе связанных с выездами на естественные полигоны, активно приглашаются действующие офицеры вооруженных сил, являющиеся признанными специалистами в своей сфере и т. д.);

реализуются современные и эффективные активные и интерактивные образовательные технологии.

Вместе с тем, как показала практика, в ведомственных вузах, по-прежнему, имеются проблемные моменты, затрудняющие формирование у курсантов необходимых компетенций. Во-первых, следует отметить низкую нацеленность курсантов на получение новой профессии. Некоторые обучающиеся демонстрируют пассивное, безразличное отношение к получению новой профессии, которая в ходе обучения им стала неинтересна по ряду причин, среди которых можно выделить: навязывание вуза авторитетными родителями; утрата интереса к профессии, обусловленная сложностями образовательного процесса, обремененного необходимостью несения службы, наведения порядка и т. д. Во-вторых, недостаточный уровень общетеоретической подготовленности. Этот недостаток становится заметен в процессе освоения дисциплин специализации, которые опираются на учебный материал, который курсанты должны были освоить в течение первых лет обучения. В-третьих, это эгоистическое отношение к образовательному процессу. Определенная доля курсантов приходит к выводу о том, что формирование у них новых качественных знаний — это основная задача вуза, преподаватели которого должны, используя индивидуальный подход, подобрать такие дидактические технологии, чтобы доступной объяснить учебный материал каждому из них. К сожалению, обучающиеся не видят в этой модели себя активными участниками образовательного процесса, которые со своей стороны были бы активно заинтересованы в том, чтобы получить и освоить учебный материал.

Одним из важнейших направлений государственной политики в области военно-педагогического образования является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки и военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов на основе ее соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства. Для реализации этих целей необходимо решить, как указывают многие военно-педагогические источники, в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи: обеспечение современного качества профессионального образования и воспитания личности курсанта в духе высокого чувства патриотизма; повышение педагогической роли всех участников образовательного процесса (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, родителей, высших образовательных учреждений, заказчиков); усиление военно-профессиональной направленности подготовки курсантов и др. [1].

Изучение рассматриваемого вопроса позволило выявить ряд условий, использование которых будет способствовать более эффективному патриотическому воспитанию курсантов военных вузов. Первым условием следует указать преемственность традиций патриотического воспитания. Здесь будет важным уточнить, что огромную значимость приобретает использование в образовательном процессе героического опыта предшественников, который имеет весомый воспитательный смысл. Использование таких исторических примеров играет огромную роль в формировании высокого уровня правосознания, укрепления нравственно-волевых качеств, появлении чувства гордости за свою страну и ее граждан, к которым относится и каждый курсант. Героический подвиг будет иметь особую актуальность при условии акцента на уточнении побудительных устремлений героев, раскрытие истинной ценности служения своему Отечеству. Вторым условием выступает когнитивно насыщенная образовательная деятельность, выражающаяся в использовании различных форм учебной активности: классические учебные занятия, приглашение боевых офицеров, сотрудников правоохранительных органов, просмотре тематических видеофильмов, обзор новостных лент, которые содержат характерные примеры героических поступков людей. Особую значимость в данном контексте приобретает личный пример преподавателей и офицеров, которые демонстрируют свои взгляды и ценности не только на словах, но и реальными поступками, не допуская действий, которые могли бы разочаровать курсанта в своей искренности. Третье условие — это использование возможностей краеведения в патриотическом воспитании курсантов. Спецификой краеведения выступает тот факт, что оно позволяет сделать акцент на героических судьбах и сюжетах, ограниченных отдельным регионом нашей страны, чтобы продемонстрировать жизненность и реальность того, что происходило в прошлом, помочь осознать курсантам, что подвиг можно совершить и в современное время. Наглядные примеры из местной истории позволяют отойти от шаблонности и каноничности в демонстрации материала, обратиться к конкретным людским судьбам, что позволит усилить чувство гордости за свой родной край и за свою Родину.

Таким образом, патриотическое воспитание курсантов вузов Министерства Обороны Российской Федерации позволяет сформировать у них личностные и профессионально-значимые качества, препятствующие развитию у обучающихся асоциальных установок и устремлений, могущих привести к противоправному поведению. Разработка и реализация в образовательном процессе военно-учебных вузов вышеуказанных условий будет способствовать более эффективному патриотическому воспитанию будущих офицеров, полноценных защитников своей Родины.

Литература:

  1. Мухамедова, Г. Х. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе: автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мухамедова Гульназ Хафизовна. — Йошкар-Ола, 2011. — 24 с.
  2. Фортова Л. К., Овчинников О. М. Социальное развитие учащейся молодежи, склонной к деструктивному поведению // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1323–1324. — URL https://moluch.ru/archive/90/18511/ (дата обращения: 23.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ведомственный вуз, Российская Федерация, учебный материал, особая значимость, особое внимание, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание курсантов, профессорско-преподавательский состав, эффективное патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Влияние спортивных командных игр на сплочение курсантских коллективов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Данная статья рассматривает роль командных спортивных игр в физической подготовке военнослужащих, а также в сплочении курсантского коллектива. Обсуждаются преимущества участия в таких играх для развития физической выносливости, стрессоустойчивости, с...

Об актуальности формирования культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений

В статье на основании результатов анализа состояния уровня травматизма военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений, полученной прогнозной математической модели динамики потерь военнослужащих в ВС РФ на ближайшие годы и углубленного из...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников

В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также ...

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

В статье раскрываются меры, методы и способы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними нарушителями, условия, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетних, а также краткая характеристика детей с девиантным поведением. Кром...

Правовые механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры Российской Федерации, вопросы личной подготовки указанных сотрудников

В статье проанализирована нормативная основа и механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры, выявлены возможные пробелы, а также актуальность законодательства в рассматриваемых вопросах и их механизмах в настоящее время. ...

Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы)

В статье раскрывается понятие «патриотическое воспитание» сельских школьников, его сущность, содержание, актуальные задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2». Подчеркив...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрываются исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. Рассматривается исторический аспект, этапы патриотического воспитания дошкольников. Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольно...

Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки

В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах препода...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Похожие статьи

Влияние спортивных командных игр на сплочение курсантских коллективов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Данная статья рассматривает роль командных спортивных игр в физической подготовке военнослужащих, а также в сплочении курсантского коллектива. Обсуждаются преимущества участия в таких играх для развития физической выносливости, стрессоустойчивости, с...

Об актуальности формирования культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений

В статье на основании результатов анализа состояния уровня травматизма военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений, полученной прогнозной математической модели динамики потерь военнослужащих в ВС РФ на ближайшие годы и углубленного из...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников

В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также ...

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

В статье раскрываются меры, методы и способы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними нарушителями, условия, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетних, а также краткая характеристика детей с девиантным поведением. Кром...

Правовые механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры Российской Федерации, вопросы личной подготовки указанных сотрудников

В статье проанализирована нормативная основа и механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры, выявлены возможные пробелы, а также актуальность законодательства в рассматриваемых вопросах и их механизмах в настоящее время. ...

Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы)

В статье раскрывается понятие «патриотическое воспитание» сельских школьников, его сущность, содержание, актуальные задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2». Подчеркив...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрываются исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. Рассматривается исторический аспект, этапы патриотического воспитания дошкольников. Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольно...

Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки

В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах препода...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Задать вопрос