Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способностей обучающихся.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), современный педагог, современные образовательные технологии, образовательный процесс.
Процесс смены ориентиров в системе современного образования требует поиска наиболее эффективных форм организации образовательного процесса, обеспечивающих качество образования в соответствии с современными требованиями общества. В настоящий момент система образования не может обойтись без инноваций, но для инновационного развития современной школе уже недостаточно традиционных инструментов организации урока, поэтому необходимо активное использование инновационных продуктов.
Современные образовательные технологии предполагают не только привлечение технологических устройств, использование тестирующих программ и компьютерных презентаций, они в первую очередь представляют совокупность методов и приемов, направленных на максимально эффективное развитие практических навыков, знаний и умственных способностей обучающихся. Использование современных образовательных технологий дает возможность повысить качество образования, наиболее эффективно использовать учебное время, а также время, отведенное обучающемуся на выполнение домашнего задания и педагогу на подготовку к уроку.
Технологии являются лишь инструментом, помогающим сделать обучение эффективным, но они не могут заменить педагога. Для создания инновационных продуктов необходим опыт и компетенции самих педагогов. В соответствии с профессиональным стандартом современный педагог должен обладать ИКТ-компетенциями как на уровне владения информационными технологиями, так и на уровне владения методами их применения в образовательном процессе. Поэтому система образования на современном этапе требует постоянного повышения квалификации педагога и его инновационной активности. Современный педагог должен успевать за развитием технологий и своевременно внедрять в образовательный процесс различные инструменты, позволяющие сочетать информационно-коммуникационные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.
Существует множество точек зрения касательно ИКТ-компетентности педагогов, но наиболее актуальным остается подход ЮНЕСКО, изложенный в международных рекомендациях «Структура ИКТ-компетентности учителей» [2].
В представленной в рекомендациях структуре компетенций выделяются шесть сторон (аспектов) работы педагога, такие как:
- понимание роли ИКТ в образовании;
- учебная программа и оценивание;
- педагогические практики;
- технические и программные средства ИКТ;
- организация и управление образовательным процессом;
- профессиональное развитие.
Данные рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации образовательной организации, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде:
- «Применение ИКТ» — требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.
- «Освоение знаний» — требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.
- «Производство знаний» — требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.
Пересечения трех подходов к обучению и шести аспектов работы задают структуру ИКТ-компетенций педагога, представленную в таблице 1:
Таблица 1
Структура ИКТ-компетенций педагога |
|||
Шесть модулей в каждом из трех подходов |
Применение ИКТ |
Освоение знаний |
Производство знаний |
Понимание роли ИКТ в образовании |
Знакомство с образовательной политикой |
Понимание образовательной политики |
Инициация инноваций |
Учебная программа и оценивание |
Базовые знания |
Применение знаний |
Умения жителя общества знаний |
Педагогические практики |
Использование ИКТ |
Решение комплексных задач |
Способность к самообразованию |
Технические и программные средства ИКТ |
Базовые инструменты |
Сложные инструменты |
Распространяющиеся технологии |
Организация и управление образовательным процессом |
Традиционные формы учебной работы |
Группы сотрудничества |
Обучающаяся организация |
Профессиональное развитие |
Компьютерная грамотность |
Помощь и наставничество |
Учитель как мастер учения |
Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному педагогу недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у обучающихся. Современный педагог должен помочь обучающимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи [3].
Применение ИК-технологий позволяет педагогу проектировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося в соответствии с его личностными особенностями, создавая тем самым условия для их самореализации и саморазвития, повышая информационную грамотность всех участников образовательного процесса. Грамотно организованное обучение на основе ИК-технологий способствует поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию их активной деятельности в процессе обучения, более эффективному усвоению знаний.
Основным средством ИКТ в образовательной организации является персональный компьютер с программным обеспечением, который позволяет педагогу создавать презентации, работать с интерактивной доской, ресурсами сети Интернет, обучающими программами и др.
Интернет-ресурсы не только создают условия для организации образовательного процесса, но и выступают площадками для самореализации, позволяя педагогам обмениваться опытом, создавать в процессе профессионального труда образовательный продукт, демонстрировать свои разработки и достижения коллегам, участвовать в профессиональных и творческих конкурсах.
Сегодня наиболее распространённой и удобной формой представления педагогом учебного материала является презентация. Она даёт педагогу возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал с учетом особенностей определенного класса, предмета, темы урока, что позволяет достичь максимального результата. Для усиления эффективности презентации педагог может использовать инструменты, способствующие привлечению и удерживанию внимания обучающихся, такие как звук и изображение. На сегодняшний день существует целый ряд приложений, такие как PowerPoint, Google Slides, Prezi, MindMeister и др., для создания презентаций не только с набором основных функций для работы над слайдами, но стильных онлайн-презентаций из текстового, графического, фото-, видео-, аудио контента, адаптированных под экраны различных компьютерных и мобильных устройств.
Для диагностики уровня знаний обучающегося, воспитания его внутренней дисциплины и мотивирования к активизации работы по усвоению учебного материала в современном образовательном процессе педагогами активно используется система тестовых заданий. Чтобы облегчить подготовку и проведение тестирования существуют различные онлайн-сервисы для создания разнообразных опросов и тестов с возможностью использования фото- и видеофайлов, выбора и изменения форматов заданий. Например, Mentimeter, Kahoot, ClassMarker, Google формы, Socrative и т. п.
В настоящее время в интернет-пространстве представлены инструменты и для совместной работы педагога и обучающегося. Существует множество образовательных платформ (Learnis, LearningApps, Quizizz, Classkick и др.), позволяющих за счет игровых технологий повысить мотивацию обучающихся. Например, используя содержание своей дисциплины, педагог может создавать различные интерактивные упражнения и задания, такие как интерактивные игры, викторины, ребусы, головоломки, кроссворды и т. п. В ходе выполнения подобных заданий осуществляется взаимодействие как между обучающимся и педагогом, так и непосредственно между самими обучающимися, тем самым прививаются навыки работать в команде, проявлять терпимость к иной точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Такие упражнения могут быть направлены как на закрепление уже изученного материала, так и на изучение нового, что предполагает самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.
Использование ИК-технологий в образовательном процессе требует от педагога постоянного поиска доступных современных электронных ресурсов, изучения их возможностей для создания необходимого контента и его внедрения в процесс обучения, а также прогнозирования возможных результатов и объективной оценки эффективности его применения. Все это приводит к повышению мастерства самого педагога и оказывает положительное влияние на инновационный потенциал педагогического коллектива в целом, его способность к саморазвитию и реализации новых идей, проектов и технологий.
Литература:
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/558707/. —: Литературная учеба., 2016. — 640 с.
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО //. URL: https://iite.unesco.org/ru/publications/3214694-ru/ (дата обращения: 16.12.2019).
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
- Стариченко Борис Сергеевич. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 7. — С. 6–13.
- Информационная компетентность как требование профессионального стандарта педагога //. URL: https://znanio.ru/medianar/117 (дата обращения: 16.12.2019).
- Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации //. URL: https://griban.ru/blog/53-obrazovatelnye-vebsajty-kak-sredstvo-professionalnoj-samorealizacii.html (дата обращения: 16.12.2019).